22 января 2025 года
Население рассчитывает, что наступивший год будет лучше 2024-го, и бизнес выражает аналогичные надежды, но видит и риски. «ЭГ» поинтересовалась у руководителей пяти бизнес-объединений, каковы их ожидания и что предлагают деловые круги правительству для развития предпринимательства в 2025 г. Об этом пишет "Экономическая газета"
Жанна ТАРАСЕВИЧ, сопредседатель, директор Бизнес союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С. Кунявского:
– Наступивший год является знаковым для нашего союза – мы отметим 35-летие. Это важная веха в истории нашего бизнес-объединения, которая найдет отражение во всех запланированных на этот год мероприятиях.
Мы активно расширяем отраслевую специализацию и поэтому развиваем направление защиты интересов медицинского бизнеса, создали ассоциацию в сфере бизнес-образования, укрепляем сотрудничество с лифтовыми организациями, к нам присоединились несколько участников рекламного рынка.
Консолидированная позиция бизнес-сообщества должна звучать более весомо и профессионально.
Практика показывает, что совместное отстаивание интересов значительно результативнее, чем разрозненные обращения отдельных предпринимателей в органы госуправления.
Наши ключевые ожидания на 2025 год выражаются в следующем.
Во-первых, мы ожидаем достижения консенсуса с государственными органами по формированию прозрачной системы ценового регулирования, учитывающей интересы государства, бизнеса и общества.
Во-вторых, мы надеемся на некоторое снижение санкционного давления, которое негативно отражается на многих участниках экономических отношений.
В-третьих, мы полагаем, что будет наблюдаться стремление компаний к адаптации методов и привычных практик ведения бизнеса в условиях стремительной цифровизации. Очевидно, что она требует серьезной трансформации многих бизнес-процессов.
Что касается наших предложений, то в рамках нового раунда регуляторных упрощений, инициированного правительством, мы предложили комплекс мер по развитию предпринимательства.
В частности, мы полагаем, что нужно развивать молодежное предпринимательство, и предлагаем разрешить подросткам с согласия родителей заниматься хотя бы некоторыми видами коммерческой деятельности. Также мы считаем, что имеет смысл легализовать и упростить процесс привлечения к труду подростков для стимулирования развития семейного бизнеса в стране.
Учитывая дефицит кадров и актуальность расширения предпринимательской инициативы, было бы целесообразно в целях вовлечения в экономическую деятельность лиц пенсионного возраста ввести новую категорию «семейные предприятия» и предусмотреть для последних упрощенные процедуры найма подростков и пенсионеров. Равно как и возможные льготы по данным категориям лиц при уплате подоходного налога и обязательным социальным отчислениям.
В сфере женского предпринимательства, на наш взгляд, необходимо законодательно закрепить определение этого вида деятельности для создания целевых программ поддержки.
Особое внимание стоит также уделить вопросам цифровой трансформации бизнеса. Учитывая высокую стоимость этих процессов, предлагаем разработать специальные кредитные продукты и механизмы государственной поддержки.
Наряду с этим мы считаем, что нужно стимулировать развитие бизнес-образования в стране, это позволит повысить уровень профессиональной квалификации управленческих кадров и менеджеров по разным направлениям.
Кроме того, следует разработать механизм эффективной коммерциализации научных разработок. Необходимо обеспечить частному бизнесу возможность использовать инновационные исследования для их скорейшего внедрения в производство.
Полагаем, что вышеперечисленные предложения весьма актуальны, поскольку позволят создать более благоприятные условия для развития предпринимательства и укрепления экономики Беларуси.
Александр КАЛИНИН, председатель Республиканской ассоциации бизнеса и нанимателей «БСП-пром»:
– В новом году наше бизнес-объединение планирует добиваться того, чтобы производители получили доступ к относительно дешевым финансовым ресурсам и их продукция была достойно представлена на полках торговых сетей. К сожалению, это далеко не всегда так, поэтому мы готовим предложения по законодательным изменениям.
Актуален для наших членов, производственных предприятий, и вопрос пополнения оборотных средств, которые по разным причинам вымываются. Одна из них – значительные страховые взносы в ФСЗН, преобладающую долю которых сейчас уплачивают наниматели.
Директива от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» предполагала перераспределение пенсионной страховой нагрузки между нанимателями и наемными работниками, но этот пункт до сих пор не реализован. Мы полагаем, что к данной теме в новом году необходимо вернуться с учетом планов правительства принимать решения, направленные на развитие предпринимательства.
Что касается ожиданий бизнеса на 2025 год, то многое будет зависеть от развития вооруженного конфликта в Украине и влияния на нас других внешних факторов. Приходится констатировать, что санкции серьезно влияют на белорусские предприятия, особенно на проходимость их трансграничных платежей.
Вместе с тем производственные предприятия, члены нашего бизнес-союза, рассчитывают на сохранение положительной динамики своих показателей в новом году.
– Какие меры, по нашему мнению, будут способствовать улучшению делового климата в стране и развитию предпринимательства?
Если говорить в отраслевом аспекте, мы предлагаем упростить требования, предъявляемые в процессе строительства, чтобы долгостроев становилось меньше.
В сфере ценообразования, на наш взгляд, нужно определяться с механизмом регулирования цен, который будет соответствовать интересам всех сторон – государства, бизнеса и общества.
Для производственных предприятий крайне важно, чтобы были пересмотрены подходы в части фискальной политики.
Платежи в бюджет должны быть увязаны с результатами работы предприятий.
В то же время некоторые платежи и повышенные коэффициенты к ним, например налог на недвижимость, субъектам хозяйствования нужно уплачивать в бюджет еще до получения прибыли. Другой пример – авансовые платежи за электроэнергию. Многие промышленные предприятия в стране испытывают недостаток оборотных средств, тем не менее им приходится покупать электроэнергию по предоплате.
Поэтому мы полагаем, что фискальную политику нужно перестраивать, чтобы платежи в бюджеты были максимально увязаны с фактическими результатами работы бизнеса и не приводили к вымыванию оборотных средств.
Александр ШВЕЦ, председатель Республиканского союза промышленников и предпринимателей:
– Основная задача, которую ставит наш союз на 2025 год, – повышение качества взаимодействия бизнеса и регуляторов на всех уровнях с целью дальнейшего формирования благоприятной деловой среды.
Правовая платформа для постоянного диалога бизнеса и наших партнеров в органах власти создана, важно добиться того, чтобы экономическая эффективность такого взаимодействия повышалась. И мы полагаем, что это реально.
В частности, иногда мы видим, что готовятся проекты НПА, которые учитывают запросы одних субъектов хозяйствования, но отрицательно влияют на деятельность других компаний, обеспечивающих работой тысячи людей. Нам такие перекосы удается устранять. Лучший пример – взаимодействие с Советом по развитию предпринимательства при Мингорисполкоме.
Поэтому совместно с нашими партнерами в органах госуправления и местных органах власти мы намерены в новом году проводить оценку регулирующего воздействия проектов НПА, чтобы сохранить благоприятный деловой климат для разных субъектов хозяйствования.
Ожидания бизнеса на 2025 год, по нашим наблюдениям, неоднозначные.
С одной стороны, благодаря тому, что предприятия перестраиваются под новые рынки сбыта, им удается сейчас показывать положительную динамику. На наш взгляд, стратегическая задача на ближайшую пятилетку – закрепление и расширение деятельности белорусских предприятий на новых рынках сбыта.
С другой стороны, бизнес наряду с возможностями видит регуляторные риски. Даже те компании, которые имеют в штате несколько юристов, бухгалтеров, не уверены, что при проверке не будут обнаружены нарушения. Правоприменение настолько разное на микроуровне, что многие задаются вопросами о том, что нужно делать бизнесу для безукоризненного соблюдения законодательства.
Соответственно, одно из основных наших предложений – сократить избыточное регулирование в экономике и создать условия для однозначного толкования и применения законодательства.
Наряду с этим важно провести коррекцию законодательства о юридической ответственности, т.е. уходить от уголовных санкций по экономическим делам, усиливая экономическую ответственность. Россия по этому пути уже пошла, и ее подход, на наш взгляд, актуален и в контексте белорусских планов улучшать деловой климат.
Что еще нужно сделать для этого? Государственное регулирование цен уместно, эффективно, полезно, когда оно точечное и временное.
Если регулирование становится масштабным и долгосрочным, это ограничивает бизнес и снижает привлекательность нашей юрисдикции.
Поэтому в стране нужно внедрять такие регуляторные механизмы (и придерживаться их), которые обязательно будут учитывать и интересы государства, и потребности бизнеса.
Это крайне важная задача в контексте намерений государства обеспечить в ближайшие 15 лет темпы экономического роста выше среднемировых. Большой вклад в решение этой задачи может внести частный сектор, потенциал которого, на наш взгляд, используется не в полной мере.
Поэтому в рамках планов правительства по запуску нового раунда регуляторных упрощений важно создать такую среду, которая позволит негосударственному сектору раскрыть свой потенциал на благо нашей страны.
Виктор МАРГЕЛОВ, директор, сопредседатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей:
– В планах нашего бизнес-объединения на 2025 год – активная работа на различных уровнях с целью отстаивания интересов субъектов хозяйствования. Мы регулярно проводим бизнес-мероприятия, которые позволяют лучше видеть, что важно для субъектов хозяйствования здесь и сейчас.
На основании наших наблюдений и коммуникаций с бизнесом мы понимаем, что работать многим придется в 2025 г. в более сложных условиях.
Мы не ожидаем, что потребительский спрос будет расти такими же высокими темпами, как и в прошлом году. Но в то же время осознаем, что экономическая ситуация, а также события на валютном рынке являются сложно прогнозируемыми, учитывая известные события в мире, и IV квартал 2024 г. это подтвердил.
Если продолжать тему ожиданий, безусловно, нужно сказать, что вызовом для бизнеса в 2025 г. будет нехватка кадров. Учитывая этот фактор, на мой взгляд, в нашей стране нужно по-новому посмотреть на вопрос общественного разделения труда, а именно объективно оценить, сколько нам нужно и в каких отраслях людей, чтобы оптимально распределить трудовые ресурсы и получить наибольший экономический результат.
Что касается наших предложений на текущий год, в конце декабря 2024 г. в Администрацию Президента, Совет Министров и Национальное собрание была направлена резолюция по итогам Форума деловых кругов Беларуси.
Мы предложили нашим партнерам в органах госуправления расширить практику разработки нормативных правовых актов с участием экспертов бизнес-объединений. Для того чтобы оценить последствия влияния проектов НПА на условия предпринимательской деятельности и выработать наиболее эффективные подходы, нужно подключать представителей делового сообщества к разработке таких проектов на ранней стадии.
Другое наше важное предложение – упростить условия ведения предпринимательской деятельности.
Минский столичный союз предпринимателей и работодателей недавно проводил День директора, и в рамках данного мероприятия руководители коммерческих организаций определяли, какой вопрос для них наиболее важен. Оказалось – упрощение регулирования малого и среднего предпринимательства.
Чрезмерное государственное регулирование хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства – риск, который волнует многих. Потому что чем больше требований к бизнесу, тем выше вероятность, что появятся основания привлечения к ответственности предпринимателей.
Те, кто проходил проверки, например, по вопросам охраны труда на предприятии, знают, как много требований нужно соблюдать в данной сфере.
Такая ситуация, с одной стороны, увеличивает затраты субъектов хозяйствования на администрирование бизнеса, а с другой – повышает риски того, что тебя накажут за то, что ты неверно выполнил, образно выражаясь, 123-ю инструкцию.
Во всем мире для субъектов малого предпринимательства создаются более простые условия хозяйствования. Поэтому мы поддерживаем планы правительства провести очередной раунд упрощений в сфере регулирования предпринимательской деятельности, о котором было заявлено осенью.
Андрей КОПЫТОК, председатель Высшего Координационного совета Республиканской конфедерации предпринимательства:
– Наши приоритеты на 2025 год включают комплекс мероприятий, направленных на развитие предпринимательства, улучшение бизнес-климата, стимулирование деловой инициативы граждан.
Для увеличения объемов белорусского экспорта мы планируем деловые визиты предпринимателей в страны СНГ, дальней дуги, европейские страны и США. Очевидно, что для Беларуси сейчас приоритет – это рынки РФ, КНР, ОАЭ, стран Африки и Латинской Америки.
Для стимулирования развития предпринимательства во всех регионах проведем 17-й Республиканский конкурс «Лучший город (район) и область для бизнеса Беларуси». Для мониторинга тем, которые волнуют бизнес и отражают состояние деловой среды, организуем в 20-й раз измерение Индекса делового оптимизма. Площадкой для диалога бизнеса и власти станет ХХII Ассамблея деловых кругов, которую мы по традиции ежегодно проводим.
Что касается наших ожиданий на стартовавший год, отмечу, что он начинается с выборов и бизнес будет выстраивать перспективы планирования исходя из итогов пятилетки и программ кандидатов.
При этом полагаю, что геополитические события могут сильно влиять на экономические процессы в Беларуси. Поэтому многие в мире, в т.ч. и у нас в стране, ожидают встречи президентов России и США. Результаты переговоров двух лидеров могут привести как к нормализации отношений между странами Востока и Запада, так и к новым санкциям.
Что касается инициатив бизнеса, то с учетом планов правительства принять в 2025 г. программные нормативные правовые акты, направленные на совершенствование регулирования деловой среды и развитие предпринимательства, наш союз внес соответствующие предложения.
Результаты опроса, проведенного в прошлом году, свидетельствуют, что бизнес больше всего интересует вопрос улучшения деловой среды. Также деловое сообщество волнует повышение некоторых налогов, важной темой является декриминализация экономической деятельности. По последнему вопросу мы предлагаем внедрить в Беларуси российскую практику, которая предполагает, что представители бизнеса автоматически освобождаются от уголовной ответственности не только по налоговым, но и по всем экономическим делам в случае погашения налоговой недоимки, уплаты пеней и штрафов.
Другое важное предложение заключается в следующем. В нынешних условиях полагаю, что правительству, Администрации Президента и законодателям необходимо более активно взаимодействовать с деловыми кругами, чьи инициативы могут быть полезны для развития экономического потенциала страны.
Мы сможем обеспечить баланс интересов государства и бизнеса в том случае, если представители делового сообщества будут приглашаться на все диалоговые площадки и привлекаться на ранней стадии к разработке проектов нормативных правовых актов.
Благодаря синергии усилий бизнеса и государства реально увеличить вклад малого и среднего предпринимательства в экономику Беларуси.
Присоединяйтесь! Будьте солидарны, корпоративны! Союз юридических лиц «Республиканская Конфедерация Предпринимательства» всегда открыт для новых предложений активных предпринимателей!
Почта Республиканской Конфедерации Предпринимательства: office@rce.by
Дирекция Республиканской Конфедерации Предпринимательства: +375 17 322 23 18 +375 17 322 23 59
Телефон горячей линии Республиканской Конфедерации Предпринимательства:+375 29 399 97 75