29 марта 2024 года
С 1 апреля вступает в силу решение правительства об увеличении налога на дивиденды иностранных организаций из западных юрисдикций, которым принадлежат активы в Беларуси. А через два месяца изменятся и другие условия налогообложения таких нерезидентов. Какие последствия для бизнеса возникнут в связи с этим? - ссылка на источник "Экономическая газета"
Последний раз показатели деятельности организаций с участием иностранного капитала публиковались Белстатом за 2021 год. Но и они позволяют предположить масштаб влияния таких правительственных решений.
По состоянию на конец 2021 г. в стране работало около 6,2 тыс. компаний с иностранным капиталом, в т.ч. порядка 3,8 тыс. имели собственников в странах вне СНГ. Среди владельцев примерно 3370 белорусских предприятий были инвесторы из стран, которые ныне входят в правительственный перечень «недружественных» государств (утвержден постановлением Совмина от 06.04.2022 № 209).
Следовательно, корректировка условий налогообложения, обусловленная изданием постановления Совмина от 07.03.2024 № 164 (далее – постановление № 164), затронет собственников нескольких тысяч белорусских компаний. Поэтому данный документ уже вызвал резонанс и широко обсуждается в деловом сообществе.
Так, говоря о последствиях, эксперты компании B1 в Беларуси предполагают, что повышенная ставка налога на дивиденды иностранных организаций может привести к попыткам последних получать доходы от белорусских активов в иной форме, «например, через пересмотр цен во внутригрупповых сделках, в т.ч. во взаимной торговле товарами и услугами, либо через выплату вознаграждений за оказание различного рода консультационных услуг, или через выплату роялти за объекты интеллектуальной собственности». Соответственно, специалисты ожидают, что внешнеторговые сделки белорусских организаций «будут привлекать еще большее внимание со стороны налоговых органов с точки зрения рыночного уровня цен, экономической обоснованности затрат».
Упомянутые решения правительства анализировались на круглом столе Академии BEPS (платформа обмена опытом и подготовки специалистов в области международного налогообложения). «ЭГ» попросила участников дискуссии поделиться экспертным мнением о том, как изменение условий налогообложения повлияет на бизнес.
Роман Шпаковский, адвокат по налогам Минской городской коллегии адвокатов:
– Решение правительства повысить ставку налога на доходы в отношении иностранных организаций, находящихся в недружественных юрисдикциях, – это в определенной степени ожидаемый шаг, равно как и частичная приостановка налоговых соглашений с западными странами. Такие меры были заложены в принятом два года назад Указе от 14.03.2022 № 93 «О дополнительных мерах по обеспечению стабильного функционирования экономики». Документ предусматривает возможность введения контрсанкций в отношении «недружественных» стран, к числу которых в Беларуси отнесены все государства ЕС, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.
Поскольку отношения с перечисленными странами остаются напряженными, можно понять причину изменений в налоговой сфере.
Последствия принятия постановления № 164 для бизнеса будут, в частности, выражаться в том, что белорусская компания (имеющая учредителей в «недружественных» юрисдикциях) должна будет, выплачивая дивиденды собственникам, удерживать из таких дивидендов налог на доходы иностранных организаций. С 1 апреля 2024 г. ставка такого налога вырастет с 15 до 25%.
Мало того, с 1 июня 2024 г. частично приостанавливается действие соглашений об избежании двойного налогообложения, которые Беларусь ранее заключила с европейскими странами и США. Они предусматривают максимальный уровень ставок по определенным налогам, которые государства договорились взимать. Постановление № 164 приостановило международные обязательства Беларуси в отношении соблюдения предельных ставок налогов, которые касаются дивидендов иностранных организаций, процентов и доходов от продажи имущества.
На практике это означает, что иностранные владельцы белорусских предприятий с 1 июня утратят возможность воспользоваться таким соглашением и тем самым снизить налоговую нагрузку на территории Беларуси.
На этом изменения в части налогообложения иностранных инвесторов, находящихся в «недружественных» юрисдикциях, вероятно, не закончатся. В постановлении № 164 дано поручение Минфину и МНС «проработать вопрос о целесообразности изменения ставок налога на прибыль, подоходного налога с физических лиц». Его реализация может привести к дальнейшему повышению фискальной нагрузки на собственников белорусских организаций, находящихся в зарубежных юрисдикциях.
Правда, пока не до конца понятно, в какой мере принятые и будущие изменения затронут иностранных владельцев компаний, являющихся резидентами Парка высоких технологий и индустриального парка «Великий камень». Ранее, как известно, резиденты белорусских особых экономических зон получили значительные налоговые преференции.
Светлана Шевченко, старший налоговый консультант компании IQT:
– Приостановка Беларусью действия отдельных статей ряда международных соглашений об избежании двойного налогообложения затронет иностранные организации, которые находятся в государствах, включенных в перечень «недружественных», и имеют различные активы в нашей стране. Что именно изменится для таких организаций с 1 июня?
Международными соглашениями об избежании двойного налогообложения предусмотрены пониженные налоговые ставки и (или) освобождение от налогов в отношении таких доходов, как дивиденды, проценты и доходы от отчуждения имущества. До 1 июня 2024 г. иностранные организации при соблюдении условий налогового законодательства Беларуси, а также упомянутых соглашений для применения таких ставок и льгот могут их использовать и снижать налоговую нагрузку. После 1 июня налогообложение таких доходов будет производиться по ставкам, установленным налоговым законодательством Беларуси.
Например, в настоящее время при выплате дивидендов иностранной организации с учетом норм действующих соглашений применяются ставки налога на доходы в диапазоне от 0% до 15%. С 1 июня 2024 г. ставка этого налога вырастет до 25%. Такие доходы иностранных организаций, как проценты по займам, сейчас (пока действуют нормы соглашений) облагаются по ставкам в диапазоне от 0% до 10%, а с 1 июня будет применяться национальная ставка налога на доходы в размере 10%.
Что касается доходов от отчуждения имущества (речь о недвижимости, а также долях и акциях белорусских компаний), то с учетом действующих международных соглашений об избежании двойного налогообложения ставка налога на такие доходы иностранных организаций варьируется в диапазоне от 0% до 15%, а с 1 июня начнут применяться ставки в соответствии с Налоговым кодексом – 15 и 12 (6)%.
Таким образом, для владеющих активами в нашей стране иностранных компаний, находящихся в «недружественных» юрисдикциях, которые будут получать доходы в виде дивидендов, процентов, а также от продажи имущества на территории Беларуси, налоговая нагрузка с 1 июня заметно возрастет.
Евгения Четверикова, налоговый консультант, директор компании IQT:
– Очевидно, что с учетом изменений, принятых в отношении налогообложения ряда иностранных организаций, последние будут внимательно изучать последствия. Наверное, универсальных советов, что теперь делать иностранным собственникам белорусских предприятий, быть не может. Тем не менее некоторые общие рекомендации можно сформулировать.
Прежде всего необходимо проанализировать и оценить, в какой мере налоговые новации, принятые в Беларуси, затрагивают иностранную организацию. После этого можно рассматривать варианты реагирования (конкретные действия).
Поспешные решения могут навредить. Очевидно, возникает соблазн ускориться, т.е. побыстрее выплатить как можно больше дивидендов до начала лета. Ведь до 1 июня 2024 г. между Беларусью и «недружественными» странами еще продолжают в полной мере действовать международные соглашения об избежании двойного налогообложения и вроде как можно воспользоваться нормами этих документов, чтобы выплатить дивиденды иностранным собственникам с меньшей налоговой нагрузкой.
Но насколько такая практика будет хорошо воспринята проверяющими органами? Не расценят ли они поспешную выплату дивидендов как попытку неуплаты части налогов? Напомним, ст. 33 НК позволяет контролирующим органам корректировать налоговые последствия отдельных хозопераций, если субъект хозяйствования преследовал налоговую экономию в качестве единственной или основной цели проведенной операции.
Кроме того, тем компаниям, которые готовы пойти по пути ускоренной выплаты доходов, т.е. до приостановления действия соглашений, стоит задаться и другим вопросом. А является ли иностранная организация, которая сейчас захочет получить максимум дивидендов в ближайшие месяцы и с меньшей налоговой нагрузкой, фактическим владельцем дохода? Ведь если потом выяснится, что такая организация является номинальной структурой, а фактическим владельцем дохода выступает другое лицо, то негативные налоговые последствия неизбежны.
Другой вариант поведения бизнеса с учетом принятых изменений законодательства выглядит более безопасным – смириться с повышенной налоговой нагрузкой, выплачивать дивиденды, например, равномерно, и не стараться сейчас побыстрее распределить прибыль, желая получить налоговую выгоду.
Вероятно, собственники предприятий будут рассматривать и другие варианты реагирования на новую налоговую реальность. В их числе, скорее всего, окажется и перевод компаний в дружественную юрисдикцию, чтобы на них не распространялись контрсанкции, принимаемые Беларусью и Россией.
Любые налоговые решения, которые бизнес планирует принимать, необходимо скрупулезно проанализировать с учетом возможностей и ограничений в каждом конкретном случае.
Присоединяйтесь! Будьте солидарны, корпоративны! Союз юридических лиц «Республиканская Конфедерация Предпринимательства» всегда открыт для новых предложений активных предпринимателей!
Почта Республиканской Конфедерации Предпринимательства: office@rce.by
Дирекция Республиканской Конфедерации Предпринимательства: +375 17 322 23 18 +375 17 322 23 59
Телефон горячей линии Республиканской Конфедерации Предпринимательства:+375 29 399 97 75