Post image

«Теперь понятно». Откуда на ценниках такие цифры. Не с потолка?

Бывает, приходишь в магазин за обновкой, видишь ценник и не можешь понять, как магазин придумывает такие цены. Неужели самая простая майка может столько стоить? И почему фрукты в крупной торговой сети дороже, чем в ближайшем к дому магазине? Давайте посмотрим, как складывается цена на разные товары и кто «наживается» на потребителях.

  1. Как формируется цена на товар?
  2. Цены на продукты, одежду и другие товары берутся не с потолка. В ценник бутылки молока заложены затраты на сырье, производство из него готового продукта, зарплаты работников фабрики, упаковку, налоги, расходы на доставку в магазин и работу самого магазина. Ко всему этому сам производитель и продавец добавляют маржу — долю прибыли. Чем длинней путь от производителя к потребителю проделывает товар, тем больше разница между его первоначальной стоимостью и тем, что за него заплатит покупатель.

  3. С молоком понятно, но цены на одежду-то отличаются в магазинах в разы…
  4. Пришли вы в небольшой магазин отечественного производителя одежды. Выбрали байку с интересным принтом. Стоит она, например, 100 рублей. Примерно 60% от этой цены — это расходы производства и связанные с ним налоги. Еще 25% — это затраты на работу магазина и опять налоги, в этом случае с продажи, делится основатель бренда LSTR Adzieńnie Илья Аксенов. Один только налог на добавленную стоимость — это чаще всего почти 20% стоимости купленной вами вещи.

    Шить одежду в Беларуси — это не такое уж дешевое удовольствие. Производитель оплачивает аренду помещения, эксплуатационные расходы, коммунальные услуги, обслуживание и уборку помещения, закупку трикотажа и различных материалов, нужных в производстве, зарплату сотрудников и выплаты в ФСЗН. Потом одежда отправляется в магазин, некоторые производители открывают свои фирменные магазины, а некоторые — продают через дистрибьюторов. Так к себестоимости байки добавляются траты на логистику и расходы, связанные с работой магазина.

    В некоторых случаях наценка магазина может доходить до 50% от стоимости товара. А люксовые бренды порой увеличивают ценник в несколько раз.

  5. Ого! С чего это магазины делают такую наценку?
  6. Магазин закупает товар с установленной производителем или посредником ценой, добавляет к ней свои расходы и закладывает процент прибыли, которую получит от продаж.

    В розничной торговле в цену товара входят различные расходы. Самую большую часть занимает зарплата персонала магазина — около половины всей наценки. Второе место — расходы на оплату электричества. Во-первых, для предприятий оно достаточно дорогое, во-вторых, в продовольственных магазинах его тратится много. Дальше идет арендная плата, отопление, налоги и другие траты. Так как все эти расходы предстоит покрыть заработанными на продаже средствами, их, естественно, включают в стоимость реализуемой продукции.

    Чистая прибыль магазина, который продает продукты, чаще всего составляет 1−1,5% от их стоимости. Хотя в некоторых магазинах рентабельность доходит до 3,5%. У продавцов непродовольственных товаров рентабельность выше, хотя и здесь многие стараются не превышать 4−5%.

    — Торговля работает не так, что мы обязательно должны каждую единицу продукции продать с прибылью. Есть группы товаров, которые осознанно продаются с убытком ради того, чтобы продать какие-то другие товары с прибылью. И не обязательно торговое предприятие каждый месяц получает прибыль — есть месяцы с отрицательными экономическими результатами, — рассказывает сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов.

  7. Правда ли, что на цены влияют монополия и конкуренция?
  8. У монополистов, компаний, которые доминируют в производстве или продаже какой-то продукции или не имеют конкурентов, может быть соблазн искусственно завышать цену своих товаров. Ведь если у покупателя нет выбора, он купит нужную вещь за назначенную монополистом цену. За тем, чтобы они не сильно наглели, следит Министерство антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ).

    Тем не менее в торговле всегда есть компании, занимающие большую долю на рынке, у них много магазинов и сетей. Вы, наверное, замечали, что в некоторых крупных магазинах одни и те же товары могут стоить дороже, чем в средненьких. Все потому, что ведущие торговые сети имеют большее влияние на своем рынке. Нередко они закладывают в стоимость продукции большую маржу, потому что уверены, что их потребители заплатят такую цену. Более того, некоторые супермаркеты ориентируются на покупателя с высокими доходами. Есть и те, которые, наоборот, делают ставку на дешевые продукты, устанавливают минимальную маржу, но достаточно хорошо зарабатывают благодаря большому объему продаж.

    В маленьких магазинах цены могут быть, наоборот, выше, потому что им изначально продукция достается дороже. Ведь они закупают ее меньшими партиями. Зато расположены они часто близко к дому, что удобно покупателю.

    В общем, все магазины борются за своего клиента, стараются или не задирать цены, или обеспечивать дополнительные «плюшки» покупателю, доставку, упаковку, предлагать скидки и программы лояльности. Конкуренция этому очень способствует.

  9. Почему импортные товары у нас дороже, чем в соседних странах, куда их тоже завозят?
  10. Затраты на производство одежды и обуви, например, могут занимать лишь пятую, а то и десятую часть от его конечной цены. Например, произведенные в Китае, Индии или Бангладеше товары по нашим меркам стоят очень дешево, потому что работники фабрик получают маленькие зарплаты, а сырье там дешевле. Но по пути от фабрики в белорусский магазин эти товары дорожают в разы.

    Причин тому несколько. Первая — рынок Беларуси относительно небольшой. Если товар не является продуктом массового спроса и не продается в больших объемах, как правило, он завозится маленькими партиями, из-за чего цена закупки за границей выше. Это закономерность рынка: чем меньше партия, тем дороже входящий в нее товар, чем партия больше, тем он обходится оптовикам дешевле.

    Вторая причина — достаточно большие издержки при ввозе товара в Беларусь. Пошлины на ввоз импортного товара у нас немаленькие. Некоторые партии несколько месяцев проходят растаможку и сертификацию. Связанные с этим неудобства и риски импортеры закладывают в стоимость предыдущей партии.

    Третья причина — слабая конкуренция. Часто какой-то вид товара в Беларусь завозят одна-две компании. Им хватает своей доли рынка и поэтому нет мотивации продавать продукцию с низкой наценкой. Это можно заметить по ценам на ввозимые фрукты, 80% из которых импортируют 4−5 компаний. Они могут устанавливать стоимость выше той, что будет на такие же фрукты в соседних странах. Если бы конкуренция на этом рынке была выше, цены на овощи и фрукты неизбежно снизились бы.

  11. И что, магазин устанавливает цену, какую захочет?
  12. Если цены на какие-то социально значимые товары растут уж очень быстро, подключается МАРТ. К примеру, неудачный урожай гречки привел к росту цен в магазинах. И когда этой осенью она заметно дорожала, МАРТ запретил магазинам устанавливать торговую надбавку выше 25%. Это правило будет работать до конца января 2020 года.

    Летом Министерство антимонопольного регулирования и торговли порекомендовало магазинам придерживаться предельных максимальных торговых надбавок на некоторые социально значимые товары, потому что их цена с начала года увеличивалась больше, чем общий уровень инфляции.

    Но искусственное сдерживание — не самый эффективный вид борьбы с высокими ценами. Потому что пока правительство контролирует цены на гречку, в тех же магазинах дорожает что-нибудь другое. Если бы бизнес, частный и государственный, крупный и мелкий, имел равные условия, работала бы реальная конкуренция и действовали бы методы регулирования цен, которые работают в рыночной экономике, цены на продукты так быстро не росли бы, считает Виктор Маргелов.

последние
новости

Государство и Общество

Прогноз социально-экономического развития на 2023 год

Указ Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2022 года №411 «О важнейших параметрах прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2023 год»

Разъяснения о процедурах государственных закупок

Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь направляет разъяснения об установлении дополнительных требований к участникам

Социологический опрос «Актуальные вопросы ведения бизнеса в Беларуси»

Просим пройти социологический опрос «Актуальные вопросы ведения бизнеса в Беларуси», проводимый

Национальная академия наук стала соорганизатором конкурса «100 идей для Беларуси»

На открытии 12-го сезона проекта, которое состоялось в Национальном центре художественного творчества детей и молодежив

Кочанова проведет 17 ноября личный прием граждан

Председатель Совета Республики Наталья Кочанова проведет 17 ноября личный прием граждан

Утвержден порядок учета и калькулирования себестоимости продукции для ценообразования

В Беларуси утвердили порядок учета и калькулирования себестоимости продукции для целей ценообразования

Лукашенко одобрит действия Правительства по сдерживанию роста цен

На совещании по проектам корректировок законов «О Совете Министров Республики Беларусь» и «О нормативных правовых актах» Президент

Лукашенко – индивидуальным предпринимателям: настало время работать прозрачно

Президент Беларуси, принимая с докладом Премьер-министра Романа Головченко, вновь вернулся к теме ценообразования

читать другие новости

Экономика и Бизнес

Товарооборот Беларуси и России по итогам 2022 года может достигнуть рекордных $50 млрд

По итогам 2022 года товарооборот Беларуси и России с большой долей вероятности составит около $50 млрд...

Нацбанк Беларуси заложил в бюджет на 2023 год курс доллара в Br2,78

Дмитрий Мурин пояснил, что государственный бюджет на 2023 года составлялся исходя из того, что доллар США...

Законопроект по вопросам налогообложения депутаты рассмотрят 7 декабря в первом чтении

В первом чтении планируется рассмотреть проекты законов «Об изменении законов по вопросам...

Площадка переговоров производственных предприятий

Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей при содействии Министерства экономики предоставляет площадку для прямых переговоров потенциальных поставщиков

Для репетиторов, парикмахеров, фотографов и других самозанятых вырастут налоги с 1 января

С 1 января 2023 года белорусские власти планируют увеличить налоговые сборы в 1,5-2 раза. В 2022 году для самозанятых

О сборе предложений по запуску нового инвестиционного цикла

Во исполнение пункта 8 Комплекса мер по запуску нового инвестиционного цикла, утвержденного

Ответственный бизнес объединяется

Бизнес не всегда работает только ради прибыли. Цель некоммерческих проектов – оказать помощь обществу

читать другие новости