Ошибка
  • JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 62

Национальная платформа бизнеса Беларуси - 2008

ПАРТНЕРСТВО И СОЛИДАРНОСТЬ ВО ИМЯ БУДУЩЕГО



Традиция представления интересов бизнес - сообщества



Уважаемые партнеры!



Мы имеем честь представить вам Национальную платформу бизнеса Беларуси-2008. Сегодня Платформа - это команда партнеров – единомышленников. В ходе её разработки и обсуждения мы объединили в открытом диалоге более 20 тысяч человек. Они приняли участие в разработке Платформы. С ее проектом ознакомились сотни тысяч представителей бизнеса, власти и общества в целом. Мы получили сотни конструктивных замечаний и предложений, которые интегрировали в данный документ. На этом работа не заканчивается. Мы приглашаем вас к реализации положений Платформы. К конкретизации ее положений и применению их на национальном и местном уровне. Вместе мы сделаем Беларусь процветающей, благоприятной для реализации творческих задач предпринимателей и социальных задач государства.

Национальная платформа бизнеса Беларуси (далее по тексту Платформа) является инструментом представления и защиты интересов делового сообщества. Мы рассматриваем ее в качестве площадки для консолидации конструктивного потенциала бизнеса, власти и общества.

В 2007 году Платформа получила Диплом победителя и золотую медаль конкурса «Брэнд года» в номинации «Социально ответственный брэнд». Она стала событием национального масштаба, потому, что в ее обсуждении в 2006-2007 г.г. приняло участие более 30 тысяч человек. С ее текстом ознакомились сотни тысяч человек. Платформа закладывает традицию консолидации, сотрудничества и солидарности. Это традиция адвокаси, представления и защиты прав бизнес- сообщества.

Мы оставляет лоббизм в прошлом. Адвокаси – новое явление для Беларуси. Это способ честного, открытого и содержательного диалога. Не ради «галочки», формального отчета или самолюбования. Бизнес-сообщество предлагает создание благоприятной бизнес - среды для развития талантов и реализации творческих идей широких слоев белорусского общества. Для экономической безопасности государства и повышения конкурентоспособности. Для социальной ориентации экономики.

Простые и низкие налоги, надежная защита прав собственности, простота таможенного оформления, дешевые и понятные процедуры лицензирования и выдачи разрешений – все это дает простым людям хорошо оплачиваемые рабочие места, для бюджета - увеличение сумм налоговых поступлений, а это значит - возможность реализовывать социальные программы, строить современные дороги, школы и больницы. Беларусь с благоприятным бизнес - климатом – это экономика и общество, в котором легко работать, безопасно ходить по улицам и паркам, приятно жить и воспитывать детей, с уважением и заботой относиться к людям старшего поколения.

Мы настраиваемся на то, чтобы как можно больше вопросов Платформы-2008 решить в этом году. Мы рассчитываем на профессионализм, добрую волю и ответственность власти. Мы сами берем на себя обязательства выступать конструктивно, аргументированно, учитывая и уважая мнение правительства и общества.

Платформа будет жить, если традиция ее формирования будет продолжена и в 2009 и в последующие годы. Не менее важно подводить честные итоги реализованных планов. Развивая Платформу, мы развиваем практику взаимодействия бизнес - ассоциаций всей страны, формируем культуру конструктивного диалога бизнеса, власти и общества в Республике Беларусь.



Основные определения и термины



1. Адвокаси (advocacy) – это действия по защите и представлению интересов всего бизнес - сообщества в таких сферах, как налоги, права собственности, лицензирование, денежная и торговая политика, финансы, рынок труда и т.д. Адвокаси направлено на изменение политики государства в отношении бизнеса через разработку новых или внесение изменений в существующие правовые акты, а также через формирование институтов рыночной экономики.

Адвокаси – это организация кампаний в поддержку определенных положений (изменений) в законодательстве или наоборот консолидация бизнес-сообщества, гражданского общества и политических партий для отмены или ликвидации антипредпринимательских норм.

Важной частью адвокаси является просвещение бизнес-сообщества и полисимейкеров, распространение информации о состоянии бизнес-климата, отношении властей к предложениям бизнес-ассоциаций, положительном опыте других стран. Это - проведение мероприятий, которые увеличивают вероятность принятия благоприятных для бизнеса решений.

2. Лоббизм – проведение мероприятий и кампаний по предоставлению преференций отдельному бизнесу или сектору. Это - политическая, административная и медийная деятельность по «выбиванию» льготных кредитов, дотаций и иных форм нерыночной поддержки для отдельных представителей бизнеса.

3. Бизнес (деловое) – сообщество Беларуси – все организационно-правовые формы экономических субъектов, которые участвуют в процессе производства и обмена товаров и услуг. Национальная платформа бизнеса Беларуси – это документ, который ориентирован на представление интересов всех коммерческих субъектов.

4. Деловой климат – набор институтов, актов законодательства, административных процедур, организационно-правовых норм, которые определяют параметры работы коммерческой организации. Основными параметрами делового климата являются открытие и закрытие бизнеса, получение лицензии, наем и увольнение работников, регистрация прав собственности, доступ к финансовым ресурсам, в том числе получение кредита, защита прав собственности, в том числе инвестора, налоговая система, режим проведения экспортных и импортных операций и исполнение контрактов.

5. Экономическая свобода – это свобода ведения бизнеса, торговли, использования стабильных платежных средств, перемещения капитала, ведения финансовых операций, определения параметров и условий работы на рынке труда, а также защита прав собственности, свобода от чрезвычайного государственного регулирования и «серого рынка».


Три вызова на пути продвижения Платформы


Бизнес и власть конструктивно подходят к реализацию положений Платформы. Первый год убедил нас в важности партнерства частного бизнеса, правительства, местных органов власти и структур гражданского общества. Тем не менее, нам предстоит большая работа по превращению Платформы в фундамент развития  среднего класса страны.

Первым вызовом на данном этапе представления и защиты интересов бизнеса Беларуси является укрепление доверия власти к бизнесу, убеждение наших партнеров в республиканских и местных органах госуправления в необходимости реализации положений Платформы для выполнения государственных задач, реализации национальных интересов.

В 2007, начале 2008г. представители правительства часто выражали поддержку разным положениям Платформы. 3 марта 2008г. Президент  страны А. Лукашенко сказал: «Многие законы, постановления правительства уже свое отжили, некоторые из них противоречат другим. Нужно взять за основу лучшие наработки государств с рыночной экономикой, в том числе и по вопросам неприкосновенности частной собственности, обеспечения тайны банковских вкладов, и произвести ревизию белорусского законодательства. Это не отказ от той генеральной линии, которую мы определили как построение социально ориентированного государства. Но есть моменты, где мы просто должны раскрепостить инициативу субъектов хозяйствования».

Чуть ранее, 13 ноября 2007 года на совещании в Минске Президент Республики Беларусь А. Лукашенко заявил: «Период, когда экономикой управляли в ручном режиме, закончился; «нормативка» сегодня требует упрощения, упорядочения и стабильности». На этом же совещании Председатель Национального банка Республики Беларусь П. Прокопович тоже высказался в духе Платформы: «Главное — ликвидировать существующую бюрократию. В течение следующего года, а еще лучше — до нового года, мы должны создать такие условия, чтобы Беларусь по созданию климата для содействия бизнесу вошла в первые 25 стран мира. Никаких денег для этого не нужно — необходимо лишь пересмотреть нормативную базу. Все устаревшие нормы, мешающие нашей экономике, нужно срочно отменить». Министр статистики и анализа Республики Беларусь В. Зиновский в начале декабря 2007 года убеждал в необходимости максимального упрощения системы налогообложения  до 3 – 4 налогов. Мы поддерживаем такой государственный подход к созданию в стране благоприятного бизнес - климата.

При очевидном наличии политической воли высшего руководства страны увеличить конкурентоспособность экономики путем ее дебюрократизации и приближения к экономическим интересам граждан Республики Беларусь не все руководители министерств и ведомств осознают приоритетность данной задачи. В ходе реализации Платформы-2006/07 каждый шаг по улучшению бизнес-климата давался с большим трудом. Часто уступки в одной сфере сопровождались утяжелением бремени госрегулирования в другом.

Проанализировав выполнение всех рекомендаций, изложенных в Платформе 2006/2007, мы констатируем, что сумели добиться выполнения только 20% ее положений. Около 40 % наших рекомендаций находятся на стадии рассмотрения различными органами государственной власти и управления. Переговоры идут интенсивно и напряженно. Остальные предложения бизнес - сообщества пока поддержки у власти не получили. Такой результат говорит о сложности в преодолении номенклатурной, идеологической и структурной инерции. Мы поддерживаем  Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко, Главу Администрации Президента Г. Н. Невыгласа,   Председателя правления Национального банка П. П. Прокоповича,  Генерального прокурора Республики Беларусь Г. А. Василевича, министра юстиции В. Г. Голованова, министра статистики и анализа В. И. Зиновского и других высших должностных лиц в их заявленной решимости ускорить процесс адаптации белорусской правовой и административной системы к условиям и вызовам мировой и региональной экономики. Мы - против имитации рыночной трансформации белорусской экономики. Мы - за последовательные эффективные реформы.


Мы ставим перед собой следующие задачи:

Þ   ведение полноценного диалога с республиканскими и местными органами власти по совместной реализации положений Платформы;

Þ   доведение до представителей власти достоверной информации о проблемах на пути развития предпринимательства, реальных издержках и выгодах реализации положений Платформы;

Þ   подготовка проектов нормативных правовых актов, экономического и социального обоснования к ним;

Þ   выработка системных предложений по борьбе с коррупцией, взяточничеством, совместная выработка высоких стандартов прозрачности и открытости государственных финансов.


Более половины всех предпринимателей и руководителей предприятий не имеют четкого представления о сути Платформы, ее значении для защиты интересов бизнес-сообщества. Значительная часть предпринимателей, владельцев, учредителей и руководителей предприятий не поддерживают своим членством территориальные и республиканские бизнес-ассоциации, тем самым не принимают участие в выработке консолидированной позиции бизнеса в переговорах с законодателями и правительством. Видимо, они не осознают, что своей пассивностью тормозят продвижение, представление и защиту их собственных интересов. Многие учредители и акционеры, директора и менеджеры все еще полны скепсиса и апатии. За решением ежедневных собственных проблем, выяснением отношений с многочисленными госструктурами они не замечают системных структурных проблем всего бизнес - сообщества.

Наш второй вызов на пути продвижения Платформы – это привлечение в союзники самого бизнес - сообщества, его консолидация на одном сущностном и ценностном фундаменте. Мы ставим перед собой следующие задачи:

Þ   информирование государственного и частного бизнеса о сути Платформы и преимуществах реализации ее положений;

Þ   консолидация бизнес - сообщества на основе положений Платформы;

Þ   активизация предпринимателей для продвижения положений Платформы;

Þ   приглашение владельцев и руководителей бизнесов к участию в деятельности бизнес-ассоциаций.


Третьим вызовом бизнес - сообщества в процессе представления и защиты интересов бизнеса Беларуси является превращение общества в сторонника развития ответственного массового национального бизнеса. Сегодня многие люди продолжают не доверять отечественному предпринимательству, скептически относятся к развитию частного бизнеса. Такое отношение сформировано на основе опасных мифов, дезинформации и незнания реальной работы бизнес - сообщества. Представление и защита интересов бизнеса не может иметь устойчивый, долгосрочный успех, если будет проходить без широкой поддержки гражданского общества. Для ее обеспечения бизнес - сообщество ставит перед собой следующие задачи:

Þ   информирование населения о сути и условиях работы бизнеса Беларуси, о его роли на рынке труда, в сфере производства, торговли и инновационного развития;

Þ   популяризация этических деловых практик и социальной роли бизнеса Беларуси;

Þ   проведение совместных мероприятий с представителями образовательных учреждений и структур гражданского общества для укрепления общественной коалиции солидарности во имя будущего.

 

Условия работы и результаты деятельности частного бизнеса Беларуси  
Интеллектуальный, творческий потенциал белорусских предпринимателей ничем не уступает европейскому, американскому  или азиатскому. Мы в состоянии обеспечить ускоренную модернизацию страны и инновационный путь развития. Однако бизнес Беларуси вынужден работать в условиях неблагоприятного бизнес - климата. По индексу легкости ведения бизнеса из 178 стран в 2007г. Беларусь заняла 110-ое место[1]. Для сравнения: в 2006г. мы были на 129-ом, а в 2005г. – на 124-месте. Правительство добилось отдельных позитивных изменений, которые и позволили ему незначительно улучшить качество делового климата. По регистрации мы позитивно оцениваем переход на принцип «одного окна» и сокращение числа процедур. В 2006г. их было 16, в 2007г. – десять[2]. По данным Всемирного банка, существенно сократилось время регистрации, с 69 дней в 2006  году до 48 дней в 2007. Снизились издержки регистрации с 22,9% дохода на душу населения до 8,8%. Мы отмечаем также сокращение минимально необходимого уставного капитала с 42,8% ВНД на душу населения до 29,7%. Тем не менее, 119-ое место Беларуси по качеству регистрационного законодательства свидетельствует о наличии серьезных проблем в данной сфере.

Мы отмечаем позитивные изменения по улучшению защиты прав инвесторов, в частности по акционерным обществам. По этому показателю в 2007 году Беларусь улучшила свою позицию сразу на 22 места, оказавшись на 98-й строчке в мире за счет улучшения режима предоставления информации по операциям, связанным с возможностью использования инсайдерского ресурса. Мы приветствуем отмену золотой акции в начале марта 2008 года, как важный шаг на пути укрепления института частной собственности.

Беларусь продолжает сохранять очень хорошие позиции по такому фактору бизнес-климата, как «исполнение контрактов». По нему мы находимся на 16-м месте. У нас - относительно хорошая система найма работников (43-е место в мире), хотя здесь международные эксперты предлагают перейти на бессрочные контракты. Сложной остается процедура лицензирования. Например, при строительстве обыкновенного склада, чтобы пройти все процедуры от сдачи документов в госорган до момента получения последнего документа о вводе объекта в эксплуатацию, проходит 350 дней. В 2007 году по сравнению с 2006 годом существенно увеличилась стоимость лицензирования, с 17,5% дохода на душу населения до 60,9%.

В 2007 году не зафиксирован прогресс по качеству законодательства, регулирующего внешнеторговые операции. Беларусь по данному фактору занимает 137-ое место в мире. Для малой открытой экономики такое положение оборачивается сотнями миллионов долларов потерь. Таможенные органы требуют восемь документов для осуществления экспортной или импортной операции. Это - один из самых плохих показателей в мире. Чем больше надо собрать документов, тем выше издержки бизнеса, тем дороже наши товары на внешних рынках и импортные – на нашем.

По мнению Всемирного банка и авторитетной компании PricewaterhouseCoopers,[3] Беларусь уже второй год подряд имеет самую плохую в мире налоговую систему. В 2007 году мы заняли последнее, 178 место в мире. Белорусский бизнес вынужден делать 124 платежа в год. В Беларуси на уплату налогов и выполнение всех требований налоговых органов руководитель предприятия и бухгалтер должны тратить 1188 часов или 148,5 рабочих дней. При таких инвестициях времени и внимания директоров и бухгалтеров сил и энергии на творчество и повышение конкурентоспособности не остается. Общая налоговая нагрузка (% валовой прибыли) в Беларуси зафиксирована на уровне 144,4%. Для сравнения: данный показатель в среднем по Европе и Центральной Азии в 2007 году составил 50,8%, в Швеции – 54,5%, Латвии - 32,6%, Казахстане – 36,7%, Польше – 38,4%, России – 51,4%, Германии -50,8%[4]. Неудивительно, что для выживания многие белорусские предприниматели вынуждены уходить в «серую» экономику или переводить бизнесы за границу. Тот факт, что в Беларуси работает около полумиллиона бухгалтеров, говорит о чрезвычайной сложности отечественного экономического законодательства и высоких издержках выполнения налогового законодательства.

В 2008 году Беларусь по индексу экономической свободы оказалась на 150-м месте из 157 стран[5]. Мы находимся в десятке самых неблагополучных стран мира по индексу защиты прав собственности. В период 2005 – 2006 годов Всемирный банк зафиксировал ухудшение качества государственного управления[6]. По качеству законодательства, регулирующего экономическую деятельность, Беларусь находится на 202 месте из 212 стран мира[7]. По индексу эффективности работы правительства мы находимся на 190-м месте. Данные показатели говорят о том, что, кроме налогов, на белорусский бизнес ложится дополнительная нагрузка в размере около 30% от объема уплачиваемых налогов или около 6% от выручки.

Для начала коммерческой деятельности малому бизнесу нужно иметь в среднем пять разрешений. Для получения одного разрешения предприятие должно затратить 2,5 месяца и около $1400[8]. Согласно опросам малого бизнеса, более 90% предпринимателей испытывают проблемы с получением разрешений, сертификатов и лицензий. Лишь для 2,8% бизнеса проверки и штрафы не являются проблемой. Более 2/3 проверяемых налоговыми органами малых предприятий и ИП имели нарушения. В течение года малый бизнес имеет около 10 проверок. Беззащитность проверяемых и безнаказанность проверяющих отмечаются практически всеми участниками опросов МСБ.

Уровень взаимодействия правительства и бизнес - сообщества во имя будущего сильной, процветающей страны остается низким. Принятая программа государственной поддержки малого предпринимательства на 2007г. не затрагивает многие основные проблемы бизнес - сообщества. Тем не менее, работая в такой среде, частный бизнес Беларуси добился много.

В Беларуси на 01.01.2008г. работает 52 тысячи малых частных предприятий и более 213 тысяч индивидуальных предпринимателей[9]. Они производят около 12% ВВП страны и ежегодно получают около $700 млн. долларов прибыли. Объем выпуска товаров и услуг только малых частных предприятий в 2006 году превысил $5млрд[10]. По сравнению с 2000 годом розничный оборот малых частных предприятий в 2006г. увеличился в 11 раз.

Количество частных малых предприятий в промышленности в 2006г. по сравнению с 2000г. увеличилось на 30%, в лесном хозяйстве – на 23%, в торговле и общественном питании – на 13%. Во многих отраслях экономики рентабельность реализованной продукции малого частного бизнеса существенно выше, чем в среднем по экономике. Это относится, в первую очередь, к сельскому хозяйству, строительству, торговле и ЖКХ. В 2006г. по сравнению с 2005г. прибыль на малых частных предприятиях выросла на 54%. При этом зарплата в малом бизнесе в 2006г. составила Br433 тыс. рублей, что на 27% меньше, чем в среднем по стране.

Особо следует отметить взаимоотношения власти и индивидуальных предпринимателей (ИП). Острый конфликт не добавляет авторитета ни власти, ни частному бизнесу. Решения по ограничению прав ИП при найме на работу грозят разрушить десятки тысяч рабочих мест. Мест, которые важны, в том числе как социальные проекты, как школа самозанятости и обучения основам предпринимательства. Аналогичные индивидуальным предпринимателям организационно-правовые формы широко используются в США, Японии, Германии, Канаде, Новой Зеландии, Швеции и других развитых странах. Нигде не используется практика ограничения найма исключительно близкими членами семьи. Мы считаем необходимым использовать положительный мировой опыт и позволить белорусским ИП работать именно в таких условиях[11]. Лишение Беларуси цивилизованного многообразия организационно-правовых норм ведения бизнеса, в том числе индивидуальных предпринимателей, продолжение дискриминационных практик в отношении малого и среднего бизнеса, является серьезной угрозой национальным интересам нашей страны. Беларуси необходимо такое законодательство, которое бы исключало конфликт экономических субъектов различных организационно-правовых форм.

Частный бизнес Беларуси готов существенно улучшить место нашей страны по глобальной и деловой конкурентоспособности. Сегодня наша страна по данным индексам находится в конце первой сотни стран мира[12]. Тем не менее, работая в условиях жесткого делового климата, белорусский малый и средний бизнес, в том числе ИП, за счет исключительно своих ресурсов сумели создать сотни тысяч рабочих мест, реализовать тысячи социальных программ, значительно расширить экономические возможности регионов. С социальной точки зрения частный бизнес Беларуси стал хорошей школой жизни для молодежи, а также источником дополнительных доходов для людей старшего поколения. Индивидуальные предприниматели, малый и средний бизнес заложили фундамент институтов устойчивого развития страны и стабилизирующего общества среднего класса.

Предприниматели Беларуси в состоянии привлечь в страну миллиарды долларов иностранных инвестиций, создать сотни тысяч новых высокооплачиваемых рабочих мест, полноценно интегрировать нашу страну в производственные, потребительские и инновационные процессы мировой экономики. Частному бизнесу Беларуси под силу модернизация экономики, реализация программ энергоэффективности и экологической ответственности. Однако в одиночку добиться этого невозможно. Нам нужно партнерство с государством и обществом. Солидарность бизнеса с обществом, государства – с бизнесом. Нам нужно решать общие проблемы громадой, сообща – солидарно. Нам нужно партнерство во имя будущего. Будущего людей, бизнеса и нашей страны.

Национальная платформа бизнеса Беларуси выделяет следующие приоритетные направления реформирования бизнес - климата:

1) защита прав собственности и развитие рыночных институтов; 
2) налоги и их администрирование;
3) лицензирование, сертификация и система выдачи разрешений;
4) проверки, штрафы и наказания;
5) открытие и прекращение бизнеса;
6) доступ к информации и открытость государства.


I. Защита прав собственности, развитие рыночных институтов

Защита прав собственности граждан и субъектов хозяйствования остается важнейшей проблемой в экономической жизни Беларуси. Большинство предложений Платформы 2007 года были, к сожалению, властью не замечены. Самый важный позитивный шаг в этой сфере – отмена института золотой акции 4 марта 2008 года.

Правительство предусмотрело ряд льгот в процессе перерегистрации. Однако, несмотря на это, действующие новые процедуры грозят ликвидацией десятков тысяч рабочих мест. Права собственности резко ограничиваются тысячами нормативных правовых актов, которые навязывают экономическим субъектам условия деятельности. Жестко регулируются цены, нормируются затраты, диктуются условия оплаты труда, найма, режима производства, торговли и расчетов. Передел земельных участков, частые рейды контрольных органов и конфискация товаров, продолжение использования инструмента «золотой акции», отсутствие защиты прав миноритарных акционеров не позволяют говорить о позитивных изменениях в данной сфере государственного регулирования.

Вызывает озабоченность характер целого ряда проведенных в последнее время приватизационных сделок (банки, промышленные предприятия, связь). Активы государства продаются без открытого аукциона, четких правил приватизации и часто с ущемлением интересов национального бизнеса. Вместо привлечения прямых иностранных и портфельных инвестиций правительство сделало опасную ставку на привлечение валютных кредитов. Нет прогресса и в создании фондового рынка. По-прежнему заблокирована чековая приватизация и те средства, которые были вложены в чеки. Вместо рыночных способов нейтрализации рисков, развития рынка страховых услуг власти делают акцент на запретах и ужесточении наказания.

Мы считаем, что во имя сильной, процветающей Беларуси необходимо принять следующие решения:

Защита прав собственности

1)        Создание равных условий для доступа к материальным ресурсам в стране для государственных и частных предприятий.

2)        Выравнивание условий хозяйствования для предприятий частной и государственной форм собственности. Создание в стране условий для ускоренного развития частного бизнеса в малой энергетике, в сфере ЖКХ, строительстве энергоэффективного жилья частными компаниями, придорожного сервиса, пассажирских и грузоперевозок, информационных технологий, связи и в других сферах.

3)        Введение административной и уголовной ответственности за вмешательство в хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования не собственниками предприятий.

4)        Исключение из всех нормативных правовых актов норм, предусматривающих конфискацию имущества субъектов хозяйствования, если в судебном порядке не будет установлено, что это имущество добыто незаконным путем. Совершенствование процедуры изъятия предмета правонарушения по причине сходства этого акта с конфискацией. Выведение из законодательных норм исчисления штрафа в размере кратной стоимости предмета правонарушения из-за сходства этого акта с конфискацией.

5)        Установление запрета на конфискацию имущества и товаров во внесудебном порядке. Передача ведения всех дел, связанных с предпринимательской деятельностью (в том числе и дел о таможенных административных правонарушениях) в ведение хозяйственных судов. Создание нормативных правовых актов, ограничивающих диапазон принятия решений судей по делам, связанным с конфискацией в общих судах. Квалификация судей общих судов по хозяйственному праву и качество принимаемых ими решений в этой области нуждается в улучшении.

6)        Принятие системных правовых мер, восстанавливающих защиту собственников, отмена обязательной процедуры  регистрации и декларирования цен, отмена ограничений предельного уровня наценок, рентабельности для предприятий, не имеющих долю государства в акциях и не являющихся монополистами на рынке.

Развитие рыночных институтов

7)        Адаптация величины налогового и административного бремени к размеру бизнеса. Минимальное государственное регулирование, документооборот и налоговая нагрузка должны быть у самого малого бизнеса. Нагрузка на крупный бизнес не должна подавлять предпринимательскую активность и экономический рост.

8)        Стимулирование развития механизмов саморегулирования рынка его участниками. Вовлечение бизнес – ассоциаций в установление норм и стандартов поведения на рынке, а также в выработку нормативно-правовых актов, регулирующих экономическую деятельность.

9)        Создание условий для расширения приватизации и участия в ней отечественного бизнеса. При всей сложности процесса преобразований форм собственности альтернативы ему нет. Максимального результата достигает экономика, основанная на частной собственности и частной инициативе.

10)    Ускорение развития вторичного рынка корпоративных ценных бумаг. Разработка финансовых инструментов, позволяющих снизить стоимость заемного капитала и риски инвестирования для субъектов хозяйствования. Принятие нормативных актов, которые позволяют коммерческим банкам оценивать и принимать в залог для обеспечения возврата кредита землю как объект коммерческой недвижимости.

11)    Создание системы полноценного участия представителей объединений предпринимателей, бизнеса в обсуждении, реализации государственных программ экономического развития, принятии решений, касающихся экономического развития отраслей, городов, регионов и страны в целом.

12)    Создание условий для развития систем разрешения споров и разногласий субьектами хозяйствования без участия государства (третейских судов при бизнес-ассоциациях и т.д.).

13)    Отмена планов для государственных органов по сбору штрафов, количеству протоколов и объему конфискованных товаров.

14)    Принятие нормы, которая обязывает зачислять все платежи за административные процедуры, осуществляемые государственными и иными структурами, исключительно в бюджет.

15)    Отмена института «золотой акции», использование его исключительно в случаях угрозы суверенитету и национальной безопасности.

16)    Создание самостоятельного государственного органа для организации эффективного антимонопольного регулирования, подчиненного только Президенту Республики Беларусь.

17)    Создание в стране условий для приобщения сбережений населения к легальной системе производительного капитала частной формы собственности (кредитные союзы, трастовые фонды, другие финансовые институты и механизмы).

18)    Отмена запрета выезда за границу лицам, имеющим задолженность перед бюджетом по административным делам, связанным с предпринимательской деятельностью. Никто из граждан не должен ограничиваться в перемещении, кроме как по законному решению суда.

19)    Формирование в стране системы независимой оценки стоимости на основе международных стандартов оценки, как существенного условия защиты прав собственности и привлечения иностранных инвестиций.


II. Налоги и их администрирование


Несмотря на отдельные успехи по улучшению налоговой системы, она остается одним из самых больших препятствий для развития бизнеса и повышения конкурентоспособности. Так, в процессе реализации положений Платформы 2006/2007 на этапе подготовки Закона о бюджете на 2007г. были отменены все налоги, взимаемые в процентах к фонду оплаты труда. Рабочая группа  по упрощению налоговой системы, созданная в Совете Министров Республики Беларусь под руководством вице-премьера А. В. Кобякова, поддержала наше предложение по отмене налогов с продаж. Она же дала поручение Министерству торговли  внести предложение по существенному сокращению количества плательщиков в инновационный фонд Министерства торговли. Прогресса по иным инновационным фондам нет. Рабочая группа по упрощению налоговой системы поддержала предложение Платформы отменить налог на недвижимость с активной части основных фондов. Данный вопрос обсуждался в ходе принятия закона о бюджете на 2008г. Мы добились улучшения в уплате экологического налога, налога на услуги. Нами высказано предложение ограничить налог на услуги уровнем в 5%. Предложение отменить налог с продаж все еще заблокировано. Несмотря на активность рабочих групп, правительство не приняло мер по системному упрощению налоговой системы и снижению налоговой нагрузки.

В течение 2007г. правительство не приняло решения об отмене ограничений отнесения ряда расходов на себестоимость. Не было поддержано наше предложение о переходе на плоскую шкалу налога с физических лиц. Бизнес продолжает платить оборотные налоги. В этом плане Рабочая группа сделала предложения об их отмене в Законе о бюджете 2008г. Правительство отказалось также снизить ставки налога на недвижимость. Более того, предприняты меры по его увеличению. Не снижен налог на дивиденды, что блокирует развитие фондового рынка и способствует оттоку капитала из страны. Не получило одобрение властей наше предложение разрешить юридическим лицам закупать мелкие партии товара, сырья, комплектующих в Российской Федерации за наличный расчет с последующей оплатой НДС в бюджет РБ (до 60000 RUR по одной сделке). Правительство ограничивает права собственности юридических лиц, из-за чего углубляется неравенство налогообложения субъектов хозяйствования, дискриминируются наличные платежи и блокируется свободная конвертация средств на счете в наличные.

Рыночная конкуренция ограничивается разными налоговыми режимами для разных секторов и предприятий. Бизнес предлагает снижение нормативов отчислений на социальное страхование. Активная политика роста доходов за счет развития малого и среднего бизнеса позволит иметь более устойчивую социальную систему. Вместо обещанного снижения общей налоговой нагрузки в 2006 и 2007гг., мы наблюдаем ее рост. Экономическая история не знает случаев обеспечения долгосрочных быстрых темпов роста ВВП при распределении через бюджет более 30% ВВП. В Беларуси же этот показатель находится на уровне 50% ВВП.

Нет эффекта от мер по реструктуризации налоговой политики. Так, Указ Президента № 119 был направлен на пересмотр принципов упрощенной системы налогообложения для субъектов малого и среднего бизнеса с целью их большей привлекательности. В итоге используемые меры носили поверхностный характер, не стали стимулом развития эффективного малого предпринимательства.

Правительство не предпринимает адекватных мер для введения системы предоставления налоговой отчетности в электронном виде (в том числе через Интернет). Преимущества информационной экономики и электронного правительства не реализованы. Чиновники сопротивляются увеличению периодов предоставления отчетности по налогам. Не внесены в Налоговый кодекс РБ нормы, трактующие все противоречия налогового законодательства в пользу налогоплательщика. Предприятия вынуждены тратить много ресурсов для длительного хранения большого количества документов после проверки.

Таким образом, правительство пока не смогло использовать предложения бизнес-сообщества. В случае их реализации государство могло бы сократить издержки управления и администрирования на $2,5 – 3млрд. Был бы существенно увеличен инвестиционный потенциал страны, на $1,5 – 2 млрд. Домашние хозяйства сэкономили бы до $1,5млрд. за счет более низких цен на товары и услуги. Без системной налоговой реформы национальный бизнес не сможет стать на ноги, окрепнуть и активно участвовать в становлении инновационной, цивилизованной Беларуси.

Мы считаем, что во имя сильной, процветающей Беларуси необходимо принять следующие решения:

20)    Снижение общей налоговой нагрузки до 30% от ВВП в стране.

21)    Упрощение налоговой системы, консолидация налогов и сборов. совершенствование механизма уплаты НДС при ввозе товаров. Считаем, что платить НДС необходимо только по результатам деятельности, а не авансом.

22)    Объединение в один платеж всех налогов с прибыли. Отмена местных целевых сборов – транспортного сбора на обновление и восстановление транспорта общего пользования, сбора на содержание и развитие инфраструктуры города (района);

23)    Отмена обязательных отчислений в инновационные фонды для негосударственных предприятий (фонды Министерства торговли РБ, Министерства архитектуры и строительства РБ и другие), переход на добровольное участие в инновационных, инвестиционных и других фондах;

24)    Отмена налога на недвижимость с активной части основных фондов;

25)    Дальнейшее упрощение порядка уплаты экологического налога;

26)    Отмена ограничений отнесения ряда расходов на затраты, учитываемые при налогообложении и ценообразовании;

27)    Переход на плоскую шкалу подоходного налога с физических лиц по ставке не выше 10%;

28)    Отмена двойного налогообложения прибыли дочерних компаний;

29)     Создание условий для стимулирования инвестиций, инноваций и производственной кооперации (субконтрактации). Налоговое стимулирование инвестиционной и инновационной деятельности предприятий;

30)    Отмена оборотных налогов и платежей;

31)    Отмена налога с продаж;

32)    Снижение ставки налога на недвижимость для юридических лиц;

33)    Разрешение юридическим лицам закупать мелкие партии товаров, сырья, комплектующих в Российской Федерации за наличный расчет с последующей оплатой НДС в бюджет РБ (до 60000 RUR по одной сделке);

34)    Снижение нормативов отчислений на социальное страхование;

35)    Снижение нормативов отчислений на обязательное страхование от несчастных случаев;

36)    Отмена особых налоговых и иных режимов и льгот для любых отдельных предприятий, т. е. обеспечение выполнения конституционного положения о равенстве условий хозяйствования;

37)    Введение в Налоговый кодекс РБ нормы, обязывающей трактовать  все противоречия налогового законодательства в пользу налогоплательщика;

38)    Снижение налога на дивиденды для физических лиц до 10%. Установление нулевой ставки налога на дивиденды высокотехнологичных кампаний;

39)    Упрощение бухгалтерского учета, сокращение документооборота, переход на международные стандарты бухгалтерской отчетности;

40)    Создание упрощенной системы налогообложения, совмещенной с минимальным государственным регулированием и документооборотом для субъектов малого и среднего бизнеса;

41)    Введение системы предоставления налоговой отчетности в электронном виде (через Интернет);

42)    Увеличение периода предоставления отчетности по налогам и уплаты налогов до одного раза в квартал для субъектов малого и среднего бизнеса;

43)    Введение электронной системы предоставления статистической отчетности, в том числе через Интернет, ее упрощение и сокращение  объёмов, укрупнение объектов, к которым предоставляются требования предоставлять отчетность в полном объеме. Расширение практики выборочных статистических исследований. Снижение административной и отмена уголовной ответственности за непреднамеренное искажение статистической отчетности;

44)    Сокращение сроков хранения бухгалтерских документов после проверки;

45)   Законодательное установление сроков исковой давности за налоговые нарушения - 3 года.


III. Лицензирование, сертификация и система выдачи разрешений

В 2007 году упрощения, удешевления и утверждения стандартов открытости, понятности в области лицензирования и сертификации пока не произошло. При некоторых послаблениях в лицензировании, определенных Декретом Президента РБ №7, наблюдается значительное усиление государственного регулирования в сертификации услуг. Власти не пошли на самое простое и эффективное решение, отказавшись отменить лицензирование розничной торговли. Не была осуществлена унификация перечня всех видов разрешений и порядка их получения в одном нормативном документе.

Система выдачи лицензий, сертификатов и разрешений продолжала выражать, в первую очередь, интересы ведомств и номенклатуры, монополистов и крупных государственных предприятий. Бизнес страны не видит взаимосвязи между ее усложнением, увеличением числа лицензируемых, сертифицируемых и жестко контролируемых видов деятельности, объемом недоброкачественной продукции и числом случаев обмана потребителей.

Лицензирование и выдача разного рода разрешений и сертификатов остаются механизмом дискриминации предпринимателей, источником несправедливости, чрезмерных затрат и блокировки творческого потенциала и инициативы людей. В процессе упрощения административных процедур в стране стало очевидным, что у многих министерств узко ведомственные интересы продолжают превалировать над общенациональными.

Существующий порядок лицензирования, сертификации и выдачи разрешений резко увеличивает издержки бизнеса, создает атмосферу неопределенности и нервозности, высоких рисков для деятельности и долгосрочных инвестиций. Многие министерства и ведомства до сих пор не представили на своих сайтах полный перечень административных процедур. Следует отметить низкий уровень координации действий разных госструктур и органов местного самоуправления в плане дебюрократизации экономики. В условиях ведомственной и номенклатурной закрытости это увеличивает риски роста коррупции и взяточничества. В результате падает доверие к органам государственного управления, подрывается престиж власти.

Мы считаем, что во имя сильной, процветающей Беларуси необходимо принять следующие решения:

46)    Сокращение перечня видов деятельности, для осуществления которых требуется получение разрешений;

47)    Отмена лицензирования розничной торговли и других видов деятельности, которые непосредственно не влекут причинения ущерба жизни и здоровью граждан, окружающей среде и национальной безопасности;

48)    Унификация порядка выдачи разрешений;

49)    Установление административной ответственности для лиц, выдающих разрешения (лицензии), за требование от получателей лицензии предоставления документов, а также предъявление к ним требований, не предусмотренных положениями, регулирующими порядок выдачи разрешений (лицензий);

50)    Отмена нормы о приостановлении действия лицензии по основаниям, не имеющим непосредственного отношения к осуществлению лицензиатом лицензируемых видов деятельности, а именно, в случае систематического (три и более раза в течение 12 месяцев подряд) нарушения лицензиатом, его обособленным подразделением (филиалом) требований законодательства при ведении книги замечаний и предложений, рассмотрения изложенных в ней замечаний и предложений, повлекших наложение административного взыскания, а также в случае повторного (два и более раз в течение 12 месяцев подряд) нарушения лицензиатом установленного законодательством порядка приема наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) и (или) использования кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем;

51)    Установление судебного порядка для случаев приостановления действия или лишения лицензии с предоставлением лицензиату адаптационного срока для приостановления вида деятельности, на который приостановлено действие лицензии или принято решение о лишении лицензии;

52)    Увеличение срока, на который выдаются лицензии, до максимального срока, предусмотренного Декретом Президента Республики Беларусь от 14.07.2003г. №17 «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

53)    Исключение из списка оснований для лишения лицензий на розничную торговлю нарушения требования Указа Президента Республики Беларусь №40 от 16.01.2002 г. (п1-10, 1-11 «Нарушение правил использования суммирующих кассовых аппаратов»), кроме выявленных случаев приема денежных средств без применения кассовых аппаратов;

54)    Введение нормы о признании действительными на территории Республики Беларусь сертификатов, выданных другими международно-признанными органами сертификации других стран без получения сертификата, выдаваемого органами по сертификации Республики Беларусь;

55)    Предоставление предприятиям права проводить обязательную аттестацию специалистов для осуществления лицензируемых видов деятельности в порядке, предусмотренном трудовым законодательством, непосредственно на предприятии, за исключением случаев, когда специалистов по определенным специальностям учебные заведения Республики Беларусь не выпускают;

56)    Введение разграничения на обязательную и добровольную аттестацию при выполнении требований аттестации специалистов. Расширение практики применения добровольной аттестации, в том числе на негосударственных предприятиях;

57)    Введение законодательной нормы о том, что обязательная государственная аттестация специалистов проводится бесплатно;

58)    Отмена требования об обязательном нахождении в собственности предприятия оборудования, необходимого для осуществления лицензируемых видов деятельности, предоставление возможности использовать такое оборудование на правах аренды либо возмездного (безвозмездного) пользования после получения лицензии;

59)    Введение дифференцированных требований к получению сертификатов на выполнение работ (услуг), включая оплату за выдачу сертификата, в зависимости от масштабов бизнеса (малые, средние и крупные предприятия);

60)    Отмена одновременного лицензирования и сертификации одного и того же вида деятельности субъекта хозяйствования;

61)    Введение нормы о единообразии по срокам, на который выдаются сертификаты на выполнение работ (услуг), по аналогии со сроками, на которые выдаются лицензии.

IV. Проверки, штрафы и наказания

Дефицит доверия между государством и бизнесом предопределяет характер контроля за экономической деятельностью частного сектора. Число проверок  формально сокращается из-за их объединения в комплексные, однако суммы штрафов, собираемых в стране, стремительно растут. По данным Министерства по налогам и сборам, в 2004 году 137,8 тыс. проверок дали в бюджет 136,6 млрд. руб., а в 2006г. 92,8 тыс. проверок – на 32% больше (200,8 млрд руб.) По-прежнему проверяющие находят нарушения в 80 – 90% случаев. Издержки проверки для бизнеса – это не только штрафы, но и время, которое требуют проверяющие. Существующий порядок взимания штрафов приводит к дестабилизации деятельности предприятий и нередко - к их ликвидации. Диспропорции между характером нарушения и наказания остаются необычайно высокими, что резко снижает конкурентоспособность национального бизнеса. До сих пор не ликвидирована практика внесудебной конфискации товаров, безакцептного списания средств со счета. Исполкомы, налоговые инспекции, КГК, пожарный и санитарный надзор, милиция, лицензирующие органы и структуры, которые следят за ценообразованием, – более 40 структур имеют право проверять бизнес. Неясность правового статуса проверки, порядка и содержания ее проведения часто является причиной обременительных санкций.

Судебная система очень медленно настраивается на эффективную защиту предпринимателей от чиновничьего произвола. Нормативная база не устанавливает равную ответственность  представителей государства и бизнеса. В законодательстве нет срока давности на привлечение к ответственности за налоговые нарушения, в то время как для возврата излишне взысканных с предпринимателя сумм в бюджет установлен предельный срок, - один год. Принятие решительных мер наказания представителей контрольных органов за нанесенный бизнесу ущерб было бы важным вкладом в борьбу с коррупцией и разрушением предпринимательского потенциала бизнеса.

Мы считаем, что во имя сильной, процветающей Беларуси необходимо принять следующие решения:

62)    Снижение размеров штрафных санкций, так как в настоящее время максимальный размер административных штрафов сопоставим со штрафами уголовного законодательства. Снятие нижнего предела наложения штрафа для открытия возможности регулирующему органу учесть особенности конкретного нарушения, характеристику нарушителя и его экономическое положение. Расширение смягчающих обстоятельств, учитываемых при наложении взысканий;

63)    Проведение научной экспертизы законодательных актов  на предмет соразмерности применяемых экономических санкций тяжести совершенных правонарушений;

64)    Ежегодное проведение анализа и оценки эффективности применяемых санкций и штрафов в экономической деятельности;

65)    Исключение из Закона «О бюджете» планирования сумм дохода от штрафов и от конфискаций. (Поскольку контрольные органы обязаны в этом случае стремиться любой ценой выполнить и перевыполнить установленные показатели.) Перенести в Законе «О бюджете»   доход от штрафов и от конфискаций в раздел «Иные доходы»;

66)   Переход на исчисление штрафов на должностные лица  не в базовых величинах, а в белорусских рублях,  исходя из процентов от заработной платы нарушителя;

67)   Введение моратория на проведение налоговых проверок сроком на 1 год. В течение этого года все ресурсы налоговых органов направить на ликвидируемые субъекты хозяйствования. Введение запрета на  проведение рейдовых налоговых проверок стационарных объектов торговли и общественного питания;

68)   Отмена применения штрафных санкций за непреднамеренное формальное нарушение порядка ведения кассовых операций в случае отсутствия причинения вреда государству;

69)   Установление за непреднамеренное нарушение формальных процедур (без причинения ущерба государству)  мер ответственности, не связанных с наложением штрафных санкций;

70)   Приведение в соответствие с действующим законодательством Республики Беларусь максимального ограничения общей суммы административных штрафов на должностных лиц в размере не более 50% (Трудовой кодекс) от начисленной заработной платы за соответствующий месяц;

71)    Предоставление возможности банковским учреждениям кредитовать предприятия, организации при наличии обеспечения, залога и соответствии кредитному риску для выплаты налогов и пени;

72)   Устранение дублирования санкций, предусмотренных за нарушение нормативных правовых актов о  бухгалтерском и налоговом учетах;

73)   Прекращение практики внесудебного применения ареста денежных средств на счетах и  бесспорного списания средств на основании  предписаний государственных органов;

74)   Исключение из нормативных правовых актов конфискации имущества, как меры административного наказания, за исключением случаев, когда в судебном порядке установлено, что такое имущество приобретено (создано) незаконным (преступным) путем или предприятие (предприниматель) не могут достоверно подтвердить его происхождение или законность приобретения;

75)    Введение правовой нормы, устанавливающей, что конфискация имущества производится только у его собственников-правонарушителей. Исключение  возможности конфискации имущества в случае, если собственник имущества не является правонарушителем.


V. Создание и прекращение бизнеса


Процедуры регистрации и ликвидации бизнеса в Беларуси продолжают оставаться существенным препятствием для входа на рынок и выхода из него. В 2006 году по условиям создания бизнеса Беларусь занимала 148 место, по условиям ликвидации – 91-е. В 2007 году ситуация улучшилась: в результате упрощения процедур регистрации и ликвидации бизнеса Беларусь переместилась на 119-ое и 69-ое места соответственно.

По данным проведенных исследований[13] для начала работы на рынке необходимо пройти 10 административных процедур. Для сравнения: в России таких процедур 8, в Латвии – 5. Количество необходимых для регистрации документов, стоимость их подготовки и затраты времени остаются высокими. Правительство может отменить нотариальное заверение документов, снизив издержки регистрации. Таким же образом можно отказаться от обязательного указания в учредительных документах видов деятельности, как и от требования к учредителям лично являться для подачи документов в регистрирующий орган.

Несомненно, позитивными явились изменения, которые Декрет Президента Республики Беларусь №8 от 17.12.2007 внес в Положение о регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования. Они были включены в Платформу-2006/07гг.

С 1 января 2008 года установлен заявительный порядок создания бизнеса (регистрации субъектов предпринимательства). В соответствии с новым порядком регистрирующий орган не проверяет учредительные документы организаций, которые подаются на регистрацию. Позитивным изменением является возможность регистрации унитарных предприятий по домашнему адресу, снижение вдвое минимальных размеров уставных фондов, сокращение сроков регистрации с 20 дней до 5 дней.

Отметим также, что большинство предложений Платформы 2006-2007 по созданию бизнеса были учтены властями при трансформации бизнеса индивидуальных предпринимателей в унитарные предприятия. Позитивным является тот факт, что сроки регистрации сокращены. Введен запрет на взимание иных платежей при регистрации, кроме регистрационного сбора и госпошлины за выдачу удостоверения руководителя организации. Однако сам факт наличия такого документа говорит о сохранении необоснованно жесткого контроля над бизнесом. Перечень оснований для ликвидации коммерческой организации остается обширным. В него добавлены такие пункты, как систематическое, грубое нарушение законодательства о труде, а также оплата труда работников в течение трех месяцев ниже установленного размера минимальной зарплаты. К сожалению, таких условий много и в регламентации процедуры ликвидации. Например, среди оснований для ликвидации - сокрытие (занижение) прибыли, наличие убытков по итогам второго и последующего финансовых годов. Они по-прежнему остаются в силе.

Не приняты государством предложения бизнес-сообщества об отмене норматива по минимальному уставному фонду бизнеса. Это продолжает блокировать частную инициативу и превращает человеческий капитал в малоликвидный актив. В Японии для открытия бизнеса достаточен уставной капитал в размере 100 йен (1 цент США = 250 белорусских рублей). В  странах Запада малый частный бизнес создает 60 – 80% всех рабочих мест. В США именно на этот сектор приходится 40% всех высокотехнологических рабочих мест. Малые инновационные предприятия производят в 13 раз больше патентов в пересчете на одного занятого, чем большие компании. В Беларуси существующие процедуры создания и регулирования бизнеса блокируют значительную часть такого потенциала.

Дорегистрационный, регистрационный и пострегистрационный этапы затруднительны даже при юридическом сопровождении. Особенно длительны и дорогостоящи пострегистрационные процедуры. Принятие предложений Платформы увеличило бы темпы создания новых коммерческих организаций, как минимум, на 30%.

В документах, регламентирующих создание бизнеса, много отсылочных норм. Они существенно усложняют его создание. Власти декларировали принцип «одного окна», но на практике получили процедуру «двадцати дверей». Подмена сути формой дискредитировала сам принцип «одного окна».

Процедуры банкротства и санации также остаются во многом зависимыми от решений органов исполнительной власти. Институт банкротства в настоящее время таков, что не выполняет функции очищения рынка от инвестиционных ошибок.

Законодательство и практика его применения должны измениться так, чтобы  создавать, реорганизовывать и прекращать бизнес в Беларуси было легко.

Должны быть упразднены все административные процедуры или их элементы, которые организационно и экономически бессмысленны, которые не дали ожидаемого эффекта.

Мы считаем, что во имя сильной, процветающей Беларуси необходимо принять следующие решения:

 

1. Создание бизнеса   76)    Обеспечение соблюдения и реализации административных процедур в полной мере при создании, трансформации, реструктуризации, реорганизации, прекращении и ликвидации бизнеса, заявительного принципа и принципа «одного окна». Введение запрета на проведение административных процедур, не предусмотренных законодательством.

77)   Систематизация и унификация законодательства о создании предприятия, значительное сокращение количества отсылочных норм.

78)    Предлагается отмена следующих оснований отказа в государственной регистрации бизнеса, если:

§  инвестор или предприниматель имеет непогашенную или неснятую судимость за преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности;

§  в отношении инвестора или предпринимателя не исполнено судебное решение об обращении взыскания на имущество;

§  на момент государственной регистрации инвестор или предприниматель имеет задолженность по заработной плате, обязательствам перед госбюджетом и внебюджетными фондами либо является инвестором или руководителем другой организации, имеющей такую задолженность;

§  на момент государственной регистрации инвестор или предприниматель является инвестором или руководителем другой организации, в отношении которой принято решение о ликвидации, но процесс ликвидации не завершен.


79)    Установление общей правоспособности бизнеса: отмена требования указывать в учредительных документах организаций и свидетельствах предпринимателей виды деятельности, в том числе лицензируемые, уведомлять регистрирующий и налоговый орган об изменении предмета деятельности бизнеса.

80)    Регистрация бизнеса по месту жительства одного из инвесторов: разрешить регистрацию бизнеса по месту жительства учредителя (участника). Разделение применения  понятия «юридический адрес» и «местонахождение организации».

81)    Введение нормы формирования уставных фондов (кроме уставных фондов акционерных общества) после государственной регистрации организации.

82)    Отмена временных счетов для формирования уставных фондов.

83)    Отмена обязательной оценки малоценных неденежных вкладов (например, стоимостью до 30 базовых величин).

84)    Осуществление регистрации организаций и предпринимателей регистратором посредством внесения записи в Единый Государственный Реестр (ЕГР) без издания какого-либо акта.

85)    Изложение положения об изменении основания признания создания (госрегистрации) бизнеса незаконными, изложив их в следующей редакции:

§  существенные неустранимые нарушения (оценку должен давать только суд);

§  недееспособность учредителей;

§  подложность документов или умышленное представление недостоверных сведений.

86)    Создание Национальной регистрационной палаты, единого государственного регистрирующего органа с территориальными отделениями. Разработка единой методологии создания бизнеса, независимо от предмета деятельности.

2. Трансформация, реструктуризация, реорганизация.

87)    Введение постоянно действующего упрощенного порядка трансформации бизнеса индивидуальных предпринимателей в любую форму коммерческой организации.

88)    Введение уведомительного порядка создания обособленных подразделений (филиалов, представительств) белорусских организаций: без внесения изменений в УД.

89)    Введение законодательного принципа допустимости любых трансформаций, реструктуризаций, реорганизаций, не запрещенных законодательными актами.


3. Ликвидация бизнеса


90)    Ликвидация и исключение из Единого государственного реестра (ЕГР) и иных регистров и реестров одним или несколькими правовыми актами около 40000 субъектов, не ликвидированных из-за малых долгов при погашении данных долгов (либо применение метода экономической амнистии длительных мелких задолженностей);

91)    Отмена следующих оснований ликвидации:

§   нарушение сроков и порядка формирования минимального УФ;

§  неосуществление деятельности в течение шести месяцев подряд;

§  выплаты работникам в течение трех месяцев подряд заработной платы меньше МЗП;

§  систематическое нарушение законодательства о труде.

92)    Установление исключительно судебного порядка принудительной ликвидации бизнеса. Обеспечение проведения таких процедур судебными исполнителями, антикризисными управляющими или ликвидаторами;

93)    Сокращение учета и отчетность в ликвидации: состава и периодичности бухгалтерской, налоговой, персонифицированной,  статистической отчетности и периодичности ее представления: раз в квартал или на завершающий стадии ликвидационной процедуры – «ликвидационные отчеты»).


4. Банкротство


94)    Отмена ограничения по количеству процедур, которые антикризисный управляющий проводит одновременно. Наделение суда полномочием определять возможности управляющего вести процедуру банкротства, учитывая количество работников управляющего, их квалификацию и опыт, репутацию управляющего, результаты ведение других процедур;

95)    Установление единообразия проведения процедуры банкротства для всех форм собственности, отмена норм, определяющих особый статус для отдельных организаций или категорий организаций.


VI. Доступ к информации и открытость государства

Белорусский бизнес продолжает испытывать серьезные проблемы с доступом к информации, к нормативной базе, которая регулирует его деятельность. Отмечены случаи, когда руководители министерств и ведомств вводят специальную процедуру запроса на получение доступа к обязательным для исполнения бизнесом нормативных правовых и технических актов. Таким поведением чиновники толкают предпринимателей на совершение правонарушений и даже преступлений.

Законодательная база ежегодно увеличивается на несколько тысяч документов. Ни один директор, бухгалтер или юрист не в состоянии знать все те нормативные акты, которые регулируют коммерческую деятельность, особенно если они не публикуются в печати и не представлены в открытом доступе на сайте в удобной форме для пользователя. Не реализуются рекомендации бизнес-сообщества о необходимости публикации каждого нового нормативного акта в течение двух дней после его подписания. Процесс согласования проектов законов, указов или постановлений Совета Министров идет без участия бизнес-сообщества. Всемирный банк установил, что в 2007г. по фактору «подотчетность государственных органов» Беларусь занимает 203 место среди 212 стран. Режим глухоты, закрытости, в котором работают государственные органы, предприятия и банки, способствует расцвету безответственности, фаворитизма, кумовства, взяточничества и коррупции.

Беларусь продолжает оставаться одной из самых закрытых стран с точки зрения коммерческой и финансовой информации. Совершаемые сделки по продаже государственных активов проходят за закрытыми дверями, при явной дискриминации белорусского бизнеса и возможных добросовестных иностранных участников.  Качество управления директоров государственных предприятий и администраторов из министерств и ведомств проверить чрезвычайно сложно из-за отсутствия открытого доступа к результатам финансовой деятельности и аудита данных предприятий. В 2007 году большому количеству должностных лиц министерств и ведомств было запрещено участвовать в мероприятиях, организованных  объединениями промышленников и предпринимателей, на которых разъяснялось применение нормативных правовых актов и механизмов участия в государственных программах. А ведь именно бизнес-ассоциации берут на себя большой груз информационной и разъяснительной работы по внедрению новых правовых документов. В практике многих государств такая деятельность объединений предпринимателей поддерживается, затраты по оплате докладчиков, аренде залов и публикации методических пособий оплачиваются из бюджетных средств.   Целый ряд нормативных правовых документов, затрагивающих интересы субъектов хозяйствования, в нарушение пп.40.3, 40.4 Генерального соглашения между Правительством республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов на 2006-2008 годы не предоставлялись бизнес - ассоциациям и объединениям нанимателей. Объединения предпринимателей недостаточно представлены в Советах по трудовым и социальным вопросам, в республиканских и региональных межведомственных комиссиях, в консультативных и экспертных советах различного уровня, оргкомитетах проводимых мероприятий и т.д.

Представители бизнес-ассоциаций не включены в составы коллегий министерств и ведомств, в наблюдательные советы акционерных обществ, советы директоров предприятий и банков. Лидеры бизнес-ассоциаций нерегулярно приглашаются на заседания правительства, на республиканские, областные и районные совещания по вопросам социально-экономической политики и проведения реформ, на  заседания  депутатских комиссий и сессии местных Советов,  Палаты Представителей и Совета Республики  Национального собрания Республики Беларусь.

Сложившаяся система и практика государственных закупок генерирует высокие риски потери рыночной конкурентоспособности предприятий, коррупции и злоупотреблений служебным положением. Малый частный бизнес, по сути дела, не имеет возможности участвовать в честных, открытых конкурсах на оказание государству услуг или производство товаров. Необходимо развитие прозрачной, открытой системы участия бизнеса в приватизации, госзакупках и иных коммерческих операциях, осуществляемых государством с частным бизнесом.

Мы считаем, что во имя сильной, процветающей Беларуси необходимо принять следующие решения:

96)    Введение законодательной нормы об обязательной публикации всех нормативных актов всех органов государственной власти и управления различного уровня на веб сайтах, в средствах массовой информации в течение 2-х дней после регистрации в государственном реестре с обязательным опубликованием фамилий разработчиков этих нормативных актов.

97)    Введение обязательной нормы общественной экспертизы объединениями предпринимателей нормативных правовых актов, касающихся хозяйственной деятельности, с предоставлением аналитической записки разработчиков, расчетов по экономическому обоснованию проектов нормативных правовых актов. Необходимо практиковать публичные обсуждения законопроектов совместно с бизнес - ассоциациями.

98)    Предоставление свободного бесплатного доступа к сведениям о государственной регистрации коммерческих и некоммерческих организаций, к данным о присвоении учетного номера плательщика и другой доступной информации, данным о выдаче лицензий для всех; обеспечение свободного бесплатного доступа к основным сведениям ЕГР, например, к таким, как название организации, состав участников, адрес, телефон, ФИО директора, размер уставного фонда, сведения о его формировании, участие организации в  создании других юридических лиц.

99)    Осуществление регулярного выпуска специализированных бюллетеней с информацией маркетингового характера, о конкурсах, программах, тендерах и финансировании малых и средних предприятий, организаций и учреждений при государственном финансировании с одновременным размещением этих данных на сайтах соответствующих министерств.

100)   Введение правовой нормы об обязательной публикации отчетов об использовании бюджетных средств всеми органами государственного управления.

101)   Введение обязательного ежегодного аудита всех структур государственного управления и публикации результатов в СМИ (газетах, журналах или веб сайтах) в течение месяца после завершения проверки.

102)   Создание и выпуск радио- и телепередач информационно – аналитического характера, широко освещающих актуальные вопросы по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства в стране.

103)   Придание рекламе некоммерческих организаций, поддерживающих развитие предпринимательства, образования и занятости, статуса социальной рекламы.

104)   Создание тематических уроков-семинаров по использованию имеющихся в режиме он-лайн государственных информационных ресурсов для школьников и студентов.

105)   Введение нормы об обязательном предоставлении бизнес-ассоциациям, гражданам и СМИ органами государственного управления, включая местные органы власти и самоуправления, госкомитеты, концерны, министерства и ведомства, государственные предприятия, информации обо всех видах планируемых и произведенных государственных закупок и заказов, перспективных планах работы,  планируемых мероприятий организационно-экономического характера.

106)   Введение нормы об обязательной публикации планов по продаже государственного имущества стоимостью более $50000 не менее чем за 30 дней до даты торгов, а для объектов стоимостью более $1млн. – за три месяца.

107)   Принятие нормы по  размещению на малых частных предприятиях не менее 10% заказов, финансируемых из государственного бюджета.

108)   Создание средств предоставления отчетности в электронном виде посредством Интернета, автоматизация предоставления отчетности в безбумажном варианте.

109)   Упрощение системы регистрации средств массовой информации.

110)   Обеспечение бесплатного предоставления всех необходимых бланков, форм отчетов и других типовых документов на сайтах соответствующих министерств.

111)   Создание в сети Интернет электронной библиотеки по вопросам национальной экономики, предпринимательства и ведения бизнеса в Республике Беларусь, финансируемой за счет бюджета.

112)   Организация ежегодных открытых парламентских слушаний по проблемам развития предпринимательства в Республике Беларусь.


Механизмы и инструменты представления и защиты интересов бизнеса Беларуси

Продвижение идей и предложений Платформы является такой же важной работой, как  ее разработка. Мы ставим перед собой задачу формирования позитивного восприятия бизнеса в обществе, развития взаимопонимания и консолидации  самих лидеров  бизнеса, развития сплоченности и взаимного доверия в бизнес - сообществе, преодоления скепсиса и безразличия предпринимателей. Мы осознаем, что превращение Платформы в настоящий ориентир, дорожную карту белорусского бизнеса потребует активной работы на протяжении целого ряда лет. Мы нацелены на такую деятельность. Другого пути создать предпринимательскую, динамично развивающуюся, современную Беларусь у нас нет.

Для реализации Национальной платформы бизнеса Беларуси будут использоваться следующие механизмы и инструменты:

Þ   организация работы Координационного совета по продвижению Национальной Платформы бизнеса Беларуси;

Þ   открытое информационное сопровождение всех этапов продвижения положений и предложений Платформы, ведение хроники реализации Платформы;

Þ   подготовка законопроектов, поправок в существующие законы и постановления, представление их в органы государственной власти и управления;

Þ   участие в консультациях с органами государственной власти, установление связей с членами парламента, правительства, отдельных министерств и ведомств;

Þ   согласование позиции бизнес - сообщества посредством консультаций, круглых столов, опросов, общественного и корпоративного диалога;

Þ   организация «фокус групп», аналитических или иных экспертных формирований для изучения мнения промышленников и предпринимателей по законодательным предложениям бизнес - сообщества;

Þ   представление позиции делового сообщества в органах законодательной власти посредством организации слушаний по проблемам предпринимательства в целом и по отдельным проблемам экономической политики;

Þ   организация постоянно действующих региональных дискуссионных площадок для малого и среднего бизнеса и предпринимателей, мониторинга ситуации в МСБ;

Þ   проведение акций антикоррупционной направленности, позиционирование бизнес-сообщества, как противника взяток, мошенничества, кумовства и других форм незаконного поведения;

Þ   проведение экспертизы проектов законодательных актов на антикоррупционность;

Þ   поддержка предпринимателей в судебных спорах с органами государственного управления и контроля в случаях незаконного применения санкций;

Þ   проведение кампании в средствах массовой информации по поддержке законодательных инициатив бизнес - сообщества;

Þ   широкое распространение информационных ресурсов, размещение на веб сайтах, информационных порталах материалов по представлению и защите интересов бизнеса Беларуси;

Þ   развитие партнерства всех действующих общественных объединений предпринимателей, советов по предпринимательству при органах власти, отраслевых и региональных бизнес-ассоциаций по вопросам реализации положений Платформы;

Þ   использование международных институтов для реализации национальных экономических интересов бизнес - сообщества страны, как частного, так и государственного бизнеса.

Бизнес Беларуси вступает в новую историческую фазу своего развития. Идет процесс развития самосознания, экономического и организационного становления бизнес - сообщества Беларуси. Идет сложно и медленно. Мы набираем экономический и социальный вес. Мы укрепляем свою репутацию и формируем общенациональную сеть общественной поддержки и взаимодействия. Когда мы будет сильными, объединенными и конструктивными, никто не сможет игнорировать наши интересы. Тем более, что они полностью совпадают с видением развития и перспективами сильной процветающей Беларуси.

Мы призываем власть и общество к партнерству и солидарности  во имя создания новой экономики страны. Экономики конкурентной и эффективной, построенной на знаниях и человеческом капитале. Благоприятный бизнес - климат должен стать ее неотъемлемой частью. Мы призываем к партнерству и солидарности во имя экономической свободы и ответственного государства. Мы призываем к партнерству и солидарности  во имя будущего. Реализация рекомендаций данной Платформы будет конкретным подтверждением доброй воли и патриотизма бизнеса, государства и общества.
Мы должны, мы обязаны войти в первую десятку стран мира по условиям развития предпринимательства и гостеприимства к капиталу!

наверх

spor haberleri film izle oyun oyna oyun oyna oyun oyna oyun oyna oyun oynafilm izle