Post image

Гендерная асимметрия малого бизнеса (на примере Москвы)

Аннотация: В статье на примере столичного региона исследуются тенденции, проблемы и перспективы более широкого вовлечения в предпринимательство женщин как наиболее профессионально образованной части рабочей силы страны, что могло бы, с одной стороны, придать необходимую динамику процессу развития предпринимательства, а с другой стороны, расширить возможности и гибкость профессиональной занятости самих женщин. Цель статьи анализ сложившейся гендерной асимметрии параметров российского предпринимательства и их особенностей в столичном регионе, выявление гендерных различий в барьерах, с которыми сталкиваются предприниматели в своей деятельности, оценка возможности и условий расширения занятости женщин в малом и среднем бизнесе. Работа опирается на данные Росстата, полученные в рамках проектов «Обследование населения по проблемам занятости» (ОНЗМБ) и «Комплексное наблюдение условий жизни населения» (КОУЖ), а также опроса населения Москвы, занятого в малом бизнесе, который был проведен Институтом экономики РАН в 2015 г. В статье показано, что барьеры, с которыми сталкиваются предприниматели в своей деятельности, не носят дискриминационный характер, а отличия в ожиданиях государственной поддержки, демонстрируемые предпринимателями-мужчинами и предпринимателями-женщинами, в основном отражают разницу в размерах их бизнеса и разделении этого бизнеса по видам экономической деятельности.

Ключевые слова: женщины; малый бизнес; гендерная асимметрия; статус занятости; образовательный потенциал; работодатели; самозанятые; помогающие на семейном предприятии; стереотипы; гендерный разрыв оплаты труда.

В Российской Федерации фактически равное количество профессионально занятых женщин и мужчин. Среди наемных работников уровень образования у женщин выше, чем у мужчин, что усиливает конкурентные возможности женщин при построении карьеры. Но в сфере ненаемного труда качество и масштабы занятости женщин пока оставляют желать лучшего. При этом все отчетливее проявляется необходимость стимулирования роста национальной экономики за счет развития малого и среднего бизнеса. И государственная поддержка вовлечения женщин в предпринимательство как наиболее профессионально образованной части рабочей силы могла бы придать динамику развитию этого процесса и расширить возможности профессиональной занятости самих женщин.

В этой ситуации полезно не только проанализировать уровень и масштабы участия женщин и мужчин в предпринимательстве, прорисовать социально-демографический «портрет» предпринимателей (мужчин и женщин), охарактеризовать масштабы и степень успешности их бизнеса, но и оценить возможности расширения занятости женщин в сфере малого и среднего бизнеса, выявить гендерные различия барьеров, с которыми сталкиваются предприниматели в своей деятельности, и определить меры поддержки, ожидаемые предпринимателями-женщинами и предпринимателями-мужчинами со стороны властей.

Проблемам, связанным с гендерной асимметрией предпринимательства, посвящено много международных исследований. В ряде работ при оценке развития предпринимательства и/или женской занятости обсуждаются гендерные различия в выборе работы на условиях найма или самостоятельной занятости, тенденции в изменении тендерного состава предпринимателей, межстрано-вые и межрегиональные отличия участия мужчин и женщин в бизнесе, влияние национальных законодательств на возможность начала и продвижения женщинами своего бизнеса, гендерное неравенство доступа к факторам производства1 (http://dx.doi.org/10.1787/entrepreneur_aag-2016-en, http://unstats.un.org/unsd/gender/worldswomen.html).

Особый интерес представляет международное исследование специфики женского предпринимательства в семи странах (Украина, Молдова, Узбекистан, Кыргызстан, Литва, Словения и Восточная Германия), перешедших от централизованного планирования к рыночной экономике. В нем охарактеризованы сходство и отличия проблем, с которыми сталкивается бизнес, возглавляемый женщинами и мужчинами. К сожалению, Российская Федерация не вошла в число стран, принявших участие в этой работе.

Вопросы соотношения мужчин и женщин среди ранних, а также устоявшихся/вынужденных и добровольных предпринимателей рассматриваются в отчетах (https://www.gemconsortium.org/report), в обзор которых уже больше десяти лет включена Российская Федерация. Наша страна каждый год формирует национальный доклад, в котором по установленной методологии отслеживаются изменения в гендерной структуре российского предпринимательства. Эти наблюдения показывают, что в России эта структура асимметрична, мужчины более активны во всех предпринимательских группах, что типично для стран-участниц Global Entrepreneurship Monitor (GEM).

На национальном уровне интерес к возможностям развития женского предпринимательства возник в период перестройки. В 1990 г. Госкомстат СССР провел социологический опрос, направленный на изучение условий труда и быта женщин2. Опрос показал отставание женщин от мужчин в готовности к предпринимательству (только 15,3% опрошенных женщин хотели иметь собственное дело и еще 7,0% готовы были стать предпринимательницами при острой необходимости, у мужчин соответствующие доли составляли 25,0 и 9,9%).

В период становления рыночных отношений исследований, посвященных гендерным проблемам ненаемного труда, было мало. В первых работах о проблемах женского предпринимательства в контексте положения женщин в обществе на основе государственной статистики и социологических опросов были даны социально-демографические портреты предпринимателей, раскрыты источники финансирования и способы открытия женщинами и мужчинами своего дела, охарактеризованы барьеры, стоящие перед ними на этом пути.

последние
новости

Государство и Общество

Актуальные изменения законодательства с 11 - 16 ноября 2019 г.

Постановление Правления Национального банка от 06.11.2019 №449 «О ставке рефинансирования Национального банка» (рег. №8/34770 от 12.11.2019)...

Информация от Минприроды

В рамках проводимой B Республике Беларусь работы по сокращению видов лицензируемой деятельности Министерство природных ресурсов...

Приказ Министра экономики от 04.11

Департамент по предпринимательству Министерства экономики Республики Беларусь для сведения и использования в работе...

Актуальные изменения законодательства с 4 по 8 ноября 2019 г.

Указ Президента от 31.10.2019 №411 «О налогообложении» (рег. №1/18653 от 04.11.2019)...

Проект закона "О саморегулируемых организациях" вынесен на общественное обсуждение

4 ноября, Минск /Корр. БЕЛТА/. Законопроект "О саморегулируемых организациях" вынесен на общественное обсуждение на Правовом форуме Беларуси, сообщает БЕЛТА...

Проведениие заседания совета при Минэкономики

Министерство экономики Республики Беларусь информирует, что 31 октября 2019 г. в 11-00 по адресу: г. Минск, ул. Берсона...

Круглый стол «Субрегиональный обзор инновационной политики в Беларуси»

В 2019-2020 годах в Беларуси реализуется проект Европейской экономической комиссии ООН «Субрегиональный обзор инновационной политики»...

читать другие новости

Экономика и Бизнес

XXIV выставка-форум югорских товаропроизводителей «Товары земли Югорской»

С по 12 декабря 2019 года в городе Ханты-Мансийске состоится XXIV выставка-форум югорских товаропроизводителей...

Белорусы стали отдавать предпочтение российским продуктам. Эксперты объяснили почему

Правительство Беларуси озаботились наплывом импортной еды. Как сообщил премьер-министр Сергей Румас, в январе-сентябре...

«Это наша головная боль». Белорусское продовольствие стало проигрывать импорту

В правительстве Беларуси обеспокоены растущим импортом продовольствия. Предыдущие попытки властей отрегулировать ввоз товаров...

Почему Лидский район считается одним из лучших для ведения бизнеса в стране

В Лиде живет более 100 000 человек, но известность этого города районного значения сопоставима с областными центрами страны. И дело...

Консорциум Public private dialogue network

Объединяет представителей 6 стран Восточного партнерства: Армению, Азербайджан, Беларусь, Грузию, Молдову и Украину...

Бизнес, деньги, два суда: работаем с Российской Федерацией

Российская Федерация - основной торговый партнер Республики Беларусь. Несмотря на процессы гармонизации законодательства, в хозяйственных...

ПРОДЭКСПО - 2019

В соответствии с пунктом 26 мероприятий Государственной программы "Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь" на...

Moldova Business Week 2019

В рамках реализации пункта 26 мероприятий Государственной программы "Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь"...

читать другие новости