Post image

Как организован бизнес женщин в Польше: опыт западной соседки

Эмансипация набрала силу: женщины не хотят уступать мужчинам ни в чем. И если женщина в шахте или в кузнице выглядит, мягко говоря, странно, то как владелица собственной фирмы – очень даже симпатично. Больше всего женщин-предпринимателей в Португалии – 42%, меньше всего – 12% – в Турции. (Для справки: в Беларуси эта цифра составляет 25%). В Польше деловых женщин – 35%, поэтому можно сказать, что она находится на переднем крае Европы участия женщин в бизнесе. Как сказа-ла одна из них, Кинга Новаковска, «на сегодняшний день бизнес мужского рода, но уже завтра он будет женским». И это похоже на правду: как пока-зывает мировая статистика, женский бизнес более успешный, чем мужской: он в четыре раза меньше подвержен банкротству, чем весь бизнес в целом. Наверное, этому «виной» терпение и дипломатия слабого пола, отсутствие излишней амбициозности и авантюризма, умение создавать хороший мик-роклимат в коллективе и выстраивать доверительные отношения с партнерами.

Работа на полную ставку во всем мире постепенно уходит в прошлое. Везде становится меньше стабильных мест в крупных компаниях, в связи с глобальной компьютеризацией требуется все меньше офис-менеджеров и администраторов. Есть и другие причины, по которым они стремятся открыть свое дело: профессиональное выгорание в работе на нанимателя, появление чувства отвращения к этой работе, увольнение с работы и материнство – желание больше времени уделять семье.

В Польше 62% женщин считают, что стоит иметь свой бизнес, так как это приносит более высокие доходы и социальное обеспечение, позволяет развиться профессионально и самореализоваться, т. е. в итоге испытать чувство удовлетворения от работы и жизни в целом. Некоторых женщин заниматься бизнесом толкает врожденное чувство независимости: они хотят быть сценаристами и режиссерами собственной жизни.

Тем не менее, женщины не так охотно идут в бизнес, как мужчины. Современный мир вообще патриархальный, и женщинам в нем трудно достичь каких-то высот, да и не всегда они к этому стремятся. В среднем руководящие позиции занимает 36% представительниц слабого пола, а на самых высоких уровнях управления их всего 2-7% (в польском правительстве на 21 мужчину приходится 6 женщин, что можно назвать очень неплохим результатом). Но в системе жизненных ценностей на первом месте у нас все-таки семья и личная жизнь, и только потом – работа (у мужчин чаще всего наоборот). Как сказала еще одна польская женщина-предприниматель Изабелла Макош, «наша жизнь – это первая и самая важная фирма, которой мы руководим».

Вести свой собственный бизнес в силу многих факторов способен далеко не каждый, и исследования, проводимые в мире, это подтверждают. Из всех основанных фирм только 5% добиваются успеха и выживают. Остальные 95% прогорают и закрываются, тем самым нанося колоссальный удар по карману и самолюбию своих владельцев. По словам Марты Земба-Шклярской, «сегодня основать собственную фирму не составляет труда. Вся штука в том, чтобы удержаться на рынке». Все, кто приходит в бизнес, надеются на то, что они попадут в те счастливые 5%. Кроме того, чтобы начать свое дело, необходимо обладать авантюрной жилкой, верить в свою идею, не сдаваться и идти вперед.

Женщинам начать свой бизнес мешает чувство неуверенности в себе, отсутствие поддержки близких, а кроме того, у них часто отсутствуют необходимые знания и бизнес-идеи. Хотя по статистике в основе только 1% фирм лежат оригинальные идеи. Залог успеха остальных – это ежедневная регулярная напряженная работа. Вообще, главное – это не идея, а ее исполнение, потому что даже самая гениальная идея может быть загублена плохим исполнением. И наоборот: можно открыть очередной магазин или ресторан и процветать.

В Варшаве при содействии Фонда предпринимательства женщин PARP (Польское агентство по развитию предпринимательства) ведется поддержка женского предпринимательства в рамках авторской программ под названием «Сеть предприимчивых женщин» (SPK) и «Бизнес в женских руках». Финансирует эти проекты фонд United Way Worlwide (Нью-Йорк).

Программа поддержки рассчитана на шесть месяцев. В ней принимают участие 60 женщин, которые имеют бизнес-идею, мотивированы основать свою собственную фирму, креативны, ориентированы на успех, хотят работать. Кроме того, участницы должны быть готовы принимать активное участие во всех элементах программы. Это встречи нетворкинг (в кругу участниц для знакомства, завязывания контактов и совместной работы, 7 встреч) и be the change (встречи с участницами сети предприимчивых женщин, по одной в месяц), курсы и мастер-классы, SkillShare (10-дневные курсы для начинающих бизнес), совместная работа с куратором и встречи с ней one-to-one по одной в месяц. Все вместе взятое помогает участницам доработать бизнес-идею, получить для ведения бизнеса нуж-ные знания и помощь, почувствовать поддержку и выступить в СМИ со своей программой и историей, т. е. бесплатно прорекламировать свое бу-дущее дело. Все вместе взятое позволяет участницам начать свое дело.

Практика Польши показала, что при такой поддержке из 100 человек 73 в итоге открывают новые фирмы.

Краткий исторический экскурс

Из стран бывшего социалистического лагеря в деле перехода к рыночной экономике Польша была первопроходцем. Начался этот процесс в 1989 году. Проведя в стране ряд радикальных и либеральных реформ, экономисты и политики получили в итоге потрясающие результаты. Ос-новная идея, которая лежала в из основе – разумное вытеснение государ-ства из реального экономического сектора. Ставки были сделаны на раз-витие малого и среднего бизнеса. Принятые законы о либерализации эко-номики послужили толчком для развития частного сектора. Первая про-грамма поддержки малого и среднего бизнеса в стране появилась в 1995 году. Очень быстро именно эта форма ведения бизнеса стала основой структуры экономики Польши, а малый бизнес сумел проникнуть в про-мышленность.

В Польше для предпринимателей административные процедуры и нагрузки минимизированы, доступны источники финансирования, суще-ствуют мягкая и упрощенная системы налогообложения и т. д.

В 2004 году страна вступила в Евросоюз, что позволило ей стать участницей многих европейских социальных и экономических программ. В течение трех лет был принят ряд законов для определения рамок пред-принимательской деятельности.

Несколько историй жизни и ведения бизнеса жен-щин в Польше

Алиция Саевич, фирма «Вэнска», кожаные изделия (производство по адресу: ул. Марысиньска, 6 Анин). Алиция – владелица микропредприя-тия, где работает всего два человека. В этом есть и свои плюсы: производ-ство размещено в частном секторе на собственных площадях, что позволя-ет экономить на аренде. Алиция занимается выпуском кожгалантерейных изделий из натуральной кожи, это ремни, сумки, чехлы для ключей и др. Ее продукция имеет высокие потребительские качества, поэтому пользует-ся спросом как в Польше, так и за ее пределами.

Уршули Эриксен, владелица ресторана Nabo (ул. Закрэнт, 8, Сады-ба). Уршули сделала бизнес из рутинного занятия практически каждой женщины – готовки, став владелицей ресторана. В ее заведении предлага-ются блюда и традиционной польской кухни, и датской, где упор сделан на рыбу и морепродукты. Рыбная продукция поставляется прямиком из Дании. Ресторан Уршули предлагает блюда для различных категорий по-сетителей, поэтому не пустует.

Кася Роман-Тжацка, Little chef – кулинарная школа для детей (ул. Рейтана, 15). Благородная идея Каси состояла в том, чтобы помочь адап-тироваться к жизни детям, которые выходят из детских домов в самостоя-тельную жизнь. Первоначально ее кулинарная школа была рассчитана на детей 14-17 лет, но со временем туда стали принимать и совсем маленьких – трехлетних. Кася учит детей готовить, причем делает это в прекрасно оборудованном помещении. Помещение, кстати, арендованное, но Кася ведет дела так, что неплохо держится на плаву. Своих денег на открытие дела у женщины не было, поэтому она взяла кредит.

Анна Скужинска, кафе Шумисе & Шумись (ул. Новолипе, 25). По профессии женщина журналистка. Бизнес-идея у Анны появилась семь лет назад и состояла она в создании устройства, которое помогало бы ново-рожденным и малышам быстрее засыпать. В плюшевого мишку, сшитого из безопасных для ребенка материалов, вмонтирован небольшой прибор, издающий «белые» шумы. Они напоминают звуки, которые малыши слы-шали, находясь в животе у мамы. Этот «белый» шум успокаивает, создает чувство безопасности, а также помогает справиться с кишечными колика-ми. Эти проблемы – колики и трудности при засыпании малыша – знако-мы практически всем родителям.

Умное устройство издает пять видов шумов на выбор, громкость ко-торых можно регулировать, высылает сообщение, когда ребенок просыпается, плачет или рядом с ним появляется шум и др. Управлять им можно даже с телефона. «Белый» шум безопасен для ребенка, а стирать мишку можно в стиральной машине. Эту удобную игрушку успели полюбить уже тысячи малышей и их родителей во всем мире: она экспортируется в 15 стран.

Кроме того, Анна открыла еще и кафе, где проходят мастер-классы, а мама, пока их малыши играют, могут общаться и делиться опытом.

Все эти истории свидетельствуют о том, что иногда нужно что-то уничтожить, чтобы потом построить на этом месте что-то новое. И как тут не вспомнить польскую поговорку: «Жизнь дает столько, сколько у тебя есть смелости от нее взять».

последние
новости

Государство и Общество

ЗАСЕДАНИЕ ПО ОБСУЖДЕНИЮ АКТУАЛЬНЫХ ВОПРОСОВ В СФЕРЕ СТАНДАРТИЗАЦИИ

Республиканская конфедерация предпринимательства сообщает, что 20 сентября 2018 в Москве пройдет совместное заседание по обсуждению актуальных вопросов в сфере стандартизации ...

Заседание ОКС при Гос. комитете по стандартизации

17 августа 2018 г. в Государственном комитете по стандартизации состоялось заседание общественно-консультативного (экспертного) совета (ОКС) по развитию предпринимательства...

Работа юриста с регуляторными недоработками

Куда идти и как защищать свое предприятие от неправильных нормативных актов (аудио)...

Андрей Старжинский, Юрист «Хьюмен Систем»

ВСТРЕЧА ТУРЧИНА С РУКОВОДИТЕЛЯМИ ВЕДУЩИХ БИЗНЕС-СОЮЗОВ И ОБЪЕДИНЕНИЙ

23 августа 2018 года в Минске, в Доме Правительства, прошла встреча Первого вице-премьера Правительства, Председателя Совета по развитию предпринимательства Александра Генриховича ...

«Венчурный Акселератор» и «Стартап технологии» заключили соглашение

«Венчурный Акселератор» (Россия) и центр поддержки предпринимательства «Стартап технологии» (Беларусь) заключили соглашение о стратегическом сотрудничестве в области стартап-образования ...

Заседание Высшего Координационного Совета РКП

17 июля 2018 года состоялось заседание Высшего Координационного Совет Республиканской конфедерации предпринимательства ...

Экономика и Бизнес

СЕМИНАР ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ “БИЗНЕС НАВИГАТОР”

Республиканская конфедерация предпринимательства информирует, что 16 октября 2018 года состоится семинар для руководителей на тему “Бизнес Навигатор”. ...

Скоро будут объявлены итоги конкурса «Лучший город (район, область) для бизнеса Беларуси – 2018»

19 октября в 14.00 в зале 2-09 второго этажа торгового центра «OUTLETO» по адресу: пр-т Жукова, 44, г. Минск состоится ...

МЕЖДУНАРОДНОЕ БРОКЕРСКОЕ МЕРОПРИЯТИЕ В СФЕРЕ ПОДДЕРЖКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МСП

18 – 19 октября 2018 года для поиска партнеров и перспективных возможностей сотрудничества приглашаем принять участие в международном брокерском мероприятии ...

МЕЖДУНАРОДНОЕ БРОКЕРСКОЕ МЕРОПРИЯТИЕ В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ

11 - 13 октября 2018 года в г. Варшаве (Польша) в рамках международной выставки RENEXPO Poland пройдут международное ...

МЕЖДУНАРОДНОЕ БРОКЕРСКОЕ МЕРОПРИЯТИЕ HORIZON 2020 BROKEREGE RIGA COMM 2018

11 октября 2018 года для поиска партнеров и перспективных возможностей сотрудничества приглашаем принять участие в международном...

МЕЖДУНАРОДНОЕ БРОКЕРСКОЕ МЕРОПРИЯТИЕ DRONETECH TRADE 2018

19-20 октября 2018 года для поиска партнеров и перспективных возможностей сотрудничества в сфере современных технологий в беспилотной ...

Финансовые каникулы для бизнеса

Могут ли быть финансовые каникулы у бизнеса?
– Конечно, могут! – с уверенностью говорят в РРБ-Банке...

РРБ-Банк